Несмотря на запрет, пиво все еще продают в ларьках по всей стране
С 2013 года в России действует закон, запрещающий продажу пива и напитков на его основе ночью и в магазинах площадью меньше 50 квадратных метров. Впрочем, люди этих перемен пока не заметили. Новые правила нарушаются повсеместно.
Чем нельзя торговать в киосках вот уже четвертый день? Пивом любой крепости. Чем же теперь торгуют? Пивом любой крепости. Не нужно долго искать. Хоть в Москве, хоть во Владивостоке. И почти везде, если уж нарушают закон, то сразу по всем пунктам.
Новосибирск. В киоске пиво продавать нельзя – и потому, что никак не 50 квадратных метров площадь, и остановка общественного транспорта в двух шагах. Но из-за таких мелочей не терять же клиента утром 4 января.
Объяснение продавцов стандартное в любом городе: завоз перед праздниками был большой – не выбрасывать же остатки. Или такой вариант: не корысти ради, по незнанию. Столичные киоски потенциальных клиентов встречают транспарантами. И как же в такие дни не порадовать и теплыми словами, и холодненьким, пусть это и рискованно.
Отдадим должное многим продающим пиво там, где продавать его нельзя. Расстаться с будущей прибылью они готовы, по крайней мере на время съемок.
Весть о новых правилах торговли трудней всего, кажется, доходит до окраин государства. Что там пиво! Во Владивостоке торговцы некоторых киосков покупателей греют другим градусом: гражданина ждет штраф 40 тысяч рублей, поскольку он – владелец магазинчика. Продавец заплатит за нарушение в 10 раз меньше.
Удар по пивной торговле далеко не первый, что в России получает алкогольный рынок. Ограничения давно коснулись водки и напитков крепче 5 градусов. Даже в крупных павильонах их нельзя продавать по ночам, теперь и пиво в этой категории, не так давно по популярности среди россиян обогнавшее водку.
С тех пор, как в ларьках и киосках запретили продавать крепкий алкоголь, потребление пива в России бьет все рекорды. Его предпочитают водке 60% пьющих против 49% вину или, например, самогону. Еще недавно, это посчитали бы успехом в борьбе против алкоголизации страны. Но вот другая статистика: основные потребители пенного напитка - люди моложе 25 лет. 80% из них предпочитают пиво. С возрастом приоритеты меняются, и пивная группа массово перетекает в водочную.
"Уровень пивного алкоголизма велик, в первую очередь среди молодежи, женщин", - отмечает врач-нарколог Александр Ковтун.
Только в Москве насчитывается 10 тысяч ларьков розничной торговли, почти половина из них специализируется на продаже пива. Когда ввели первые ограничения, запретив торговать алкогольными напитками с содержанием спирта больше 5 градусов, четверть таких точек самоликвидировались. Вряд ли профиль с 1 января резко сменили остальные пивозависимые торговцы.
Правда, у них еще остается один сверхприбыльный товар – сигареты. Если весной этого года и их запретят продавать в крошечных магазинах, закрытие, вероятно, ждет 175 тысяч киосков по всей России.