В Петербурге легендарный крейсер «Аврора» покинул привычное место на Неве
Одному из главных символов города предстоит основательный ремонт, который специалисты пообещали полностью закончить в 2016-м. По сорокакилометровому маршруту в Кронштадт корабль провели буксиры. Днём по пути следования даже были разведены три моста, обычно это делают только в ночное время.
Капризная петербургская погода словно сделала подарок легендарному крейсеру, ведь "Аврора" в переводе с латинского - рассвет, утренняя заря. В свете нового дня корабль и покинул место своей вечной стоянки - позади 30 пришвартованных лет на Петроградской набережной.
Четыре основных буксира и более 150 судов сопровождения: транспортировка корабля длиной 126 метров, который не на ходу, - настоящая спецоперация. Говоря морскими терминами, предстояла сложная лоцманская проводка. Капитаны постоянно на связи: в этом месте очень сильное течение в сторону Финского залива. Дельта Невы. Корабль приходится не то что тянуть вперед, а наоборот, придерживать.
Троицкий, Дворцовый и Благовещенский - три моста развели на один час днём, чтобы дать дорогу кораблю. Самое опасное место маршрута - у Дворцового: от его крыльев до труб крейсера остаётся меньше 10 метров. К тому же фарватер здесь сужается: любое отклонение от курса грозит посадкой на мель или столкновением с переправой.
На набережных Невы не протолкнуться. Всё забито людьми, которые с берега кричат: "Аврора, возвращайся!". Многие пришли посмотреть, а некоторые и запечатлеть исторический момент: революционный крейсер. И снова, у Зимнего дворца. И снова, за ним бежит народ.
Скорость движения "Авроры" - 5 морских узлов. Это примерно 10 километров в час - очень быстрый шаг или медленный бег. Поэтому многие горожане решили именно так проводить "Аврору": не просто постоять на набережной, а вместе с ней пройти вдоль Невы.
Только на этот раз "Аврора" проходит дальше, к заливу - она идёт в сторону Кронштадта. По этим, уже морским просторам, она не ходила с 1948 года. Все предыдущие работы проводили в самом Петербурге. Более 20 морских миль до судоремонтного завода - это почти 40 километров - караван преодолел за 4 часа. Здесь крейсер проведёт полтора месяца, за которые специалисты успеют сделать главное: отремонтировать подводную часть.
"На нее надо посмотреть, нет ли вмятин, трещин, каких-то других повреждений. Скорее всего, подводная часть проржавела, эту ржавчину, чтобы металл корпуса не портился, не ржавел дальше, необходимо очистить", - объясняет первый замдиректора Кронштадского морского завода Сергей Крестников.
На ускоренной съёмке видно, как кропотливо проходит последний этап операции - постановка в док. Крейсер заходит в него кормой. Сейчас док наполнен водой. Её спустят, и тогда уже "Аврора" обнажит всё, что было скрыто 30 лет ниже ватерлинии.