О подвиге советских солдат, которые дошли до Берлина, рассказывает новый музей в Петербурге
Проект в год юбилея Победы получил поддержку государства и Президентский грант. Экспозиция переносит зрителя в те самые дни в мае 1945 года, когда был взят Берлин. Создавать эту панораму помогал человек, который сам оставил автограф на Рейхстаге.
Участник битвы за Берлин Николай Беляев показывает фронтовые фотографии и сам не верит своим глазам - всe сходится, один в один. Он стоял на ступенях Рейхстага почти 70 лет назад. И снова: та же панорама, те же ощущения.
"Вообще в Берлине светлых домов, прямо сказать, нет. Идешь по Берлину, и все какие-то темные, не крашенные. Город производил впечатление давно не убираемого", - рассказывает ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага Николай Беляев.
На панораме важна каждая деталь. Например, под ногами зрителей - осколки войны. Это обгорелые камни, неразорвавшиеся снаряды, брошенные каски - всe то, что могло быть на площади перед Рейхстагом. На уровне глаз - бойцы, которые его штурмуют. У кого-то порван ватник, их лица и руки испачканы сажей. Из этих штрихов и складывается общая картина "Битвы за Берлин". На пятистах квадратных метрах словно застыл май 1945 года.
Большинство вспомнит лишь две фамилии этого исторического момента - Михаила Егорова и Мелитона Кантария. Героев, установивших Знамя Победы. Тогда как штурмовали Рейхстаг 4 дня сотни бойцов.
Авторы панорамы изучали архивы, фото- и видео-документы, чтобы рассказать об одном подвиге, одном на всех. Здесь есть фигура рядового Григория Булатова, на тот момент ему было 19. Он спрятал самодельное знамя за пазухой, у груди - боялся снайперов. Его отряд из 10 человек смог одним из первых прорваться внутрь здания.
"Рейхстаг – большой. Со всех сторон на него наступали войска. И могли быть люди, о которых мы даже не знаем, неизвестные. Могли ворваться, поставить небольшой флажок какой-нибудь, и его тут же смело артиллерией. И мы об этом подвиге не узнаем никогда", - говорит автор панорамы Дмитрий Поштаренко.
Дмитрий Поштаренко говорит, что видел в детстве много панорам. Но всегда мечтал попасть внутрь экспозиции, а не смотреть через стекло. Его панорама - открытая: здесь можно подходить и трогать всe руками. Именно поэтому гранаты вытачивались на станке, автоматы находили на раскопках, вещи, одежду отыскивали на чердаках и блошиных рынках. Ради достоверности строители панорамы даже съездили в Берлин.
Они обмерили по сантиметрам центральный вход Рейхстага, его колонны и горельефы. Несмотря на удивленные взгляды прохожих. Но самое важное для них - было воссоздать автографы победы. Надписи, оставленные красноармейцами, иногда с ошибками - как "Сталинград" без буквы "а". Но всегда волевые и утвердительные. Своей рукой Николай Беляев вывел там, в 1945 году, "Наша Лиза", про партизанку Лизу Чайкину, которую знал лично. Поэтому к нему, за консультацией, авторы обращались не раз в процессе создания.
Ветеран заметил на открытии лишь одно несоответствие - надписей на рейхстаге было еще больше. К примеру, третью колонну оставили совсем пустой. Но это - специально: ее просто нет на архивных кадрах. А выдумывать за фронтовиков авторы не решились.