По легендарной Майе Плисецкой вместе с Россией скорбит весь мир
Со всего мира приходят слова сочувствия в связи с кончиной Майи Плисецкой. Эпитет "королева" в её адрес звучал на разных языках, но всегда - одинаково искренне и восхищённо. Ей рукоплескали, её боготворили.
Глубокие соболезнования родным, близким и почитателям таланта Майи Плисецкой выразили Владимир Путин и Дмитрий Медведев, отметив, что с её уходом закончилась целая эпоха балета.
Фотографии, сделанные в середине апреля в Москве, сохранили одно из последних появлений Майи Плисецкой на публике. За кулисами концертного зала имени Чайковского на Пасхальном фестивале, среди друзей и поклонников, как всегда - с блистательной улыбкой и горящими глазами - кажется, вечно молодая. В этот же приезд Майя Михайловна и её супруг Родион Щедрин успели обсудить и Юбилейный вечер в Большом театре - он должен был состояться в ноябре, в день 90-летия великой балерины.
"Мне позвонил Родион Константинович Щедрин, и я думал, что мы с ним будем обсуждать вопросы, которые касаются вечера Майи Михайловны. Я увидел его номер телефона, обрадовался, взял трубку, и, к сожалению величайшему, Родион Константинович сообщил мне эту ужасную новость. Она была абсолютно здорова, жизнерадостна, невероятно остроумна, и никогда в голову не могло прийти, что через небольшое количество времени мы узнаем эту грустную весть", - говорит генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Образ бесстрашной и страстной Кармен Майя Михайловна - особенно любила. Как любят только своё дитя. Ведь она создала каждое его мгновение, каждое движение - и зрители дышали вместе с ней. Ради восстановления легендарной "Кармен-сюиты", которая продлила и её творческую жизнь на сцене на четверть века, Плисецкая даже вернулась в Большой. Где печальную новость узнали прямо во время спектакля.
"Не верится, что от нас ушла Майя Михайловна Плисецкая. Не только великая балерина, но и великая женщина, которая на протяжении всей своей жизни несла эту царственность, настоящую корону держала на своей голове. Когда в Большом театре восстанавливалась "Кармен-сюита", Майя Михайловна пришла ко мне на репетиции и репетировала со мной. Рассказывала, показывала, как всегда, свои руки. Очень светлые воспоминания. Я говорю сейчас с улыбкой, потому что это был такой светлый человек!" - говорит балерина, народная артистка России Светлана Захарова.
До вчерашнего дня он каждое утро играл своей любимой Майе музыку Моцарта. Они прожили вместе больше полувека и исполнили свадебное пожелание - состариться на одной подушке. Плисецкая гордилась, что вместо драгоценностей он осыпал её балетами. Ведь представить свою жизнь без сцены она, конечно же, не могла.
"Она говорила мне: Отдыхала я только на сцене! Остальное всё – борьба", - рассказывает бывший солист балета Большого театра, педагог-репетитор Валерий Лагунов.
"Всегда волнуюсь, но приятно волнуюсь. Я никогда не волновалась до истерики, до дрожи в коленях перед выходом. Наоборот, я всегда любила сцену и на сцене себя чувствовала хорошо", - говорила о себе Майя Плисецкая.
Чтобы станцевать "Болеро", где советские чиновники видели и эротику, и религию, Майя Плисецкая совершила невозможное. Она пробила и эту стену. И оставила нам на плёнке свой гениальный праздник жизни, красоты и грации.
"Она всегда рождала во мне замечательное светлое ощущение таланта, красоты, какого-то жизнеутверждения. Я помню фантастические её выступления в Большом театре, когда её не пустили за границу и она танцевала под непрекращающиеся овации публики, которая хотела выразить свою солидарность с ней, оказать ей поддержку. Это были спектакли "Лебединое озеро", которое она танцевала в своей жизни 800 раз", - говорит театральный художник Борис Мессерер.
А вот непревзойдённого "умирающего лебедя" Майя Михайловна танцевала столько раз, что невозможно сосчитать. В 14 лет этот номер для неё поставила тётя, Суламифь Мессерер, выдающаяся балерина Большого. Её вдохновила удивительная красота и пластика Майиных рук. Плисецкая исполняла его и в возрасте 70 лет! Вспоминают, как однажды, выступая под открытым небом, несмотря на ливень, она продолжила танцевать своего Лебедя.
"И когда зрители увидели, что балерина всё танцует, они стали закрывать зонты, и в итоге промокли и балерина, и зрители. Но такое признание не оценить невозможно! Вы понимаете, это - уникальное явление в искусстве! И, слава Богу, что мы застали и были свидетелями такого чуда", - говорит бывший солист балета Большого театра, педагог-репетитор Валерий Лагунов.
Она с блестящей иронией относилась к своему возрасту и шутила, что от морщин всё равно никуда не деться. А источником её молодости и вдохновения были новые спектакли и молодые звёзды балета.
"Те её объятия после спектакля, которые она дарила и поздравляла... Нет, она была во всём невероятно прекрасна! Вдохновляла и воодушевляла людей! Она никогда не жаловались на здоровье, её никогда не видели в унынии и в грусти. Аве, Майя! Мы потеряли богиню. Наш Олимп плачет и опустел", - говорит балерина, народная артистка России Диана Вишнёва.
Из всех советов, которые Майя Михайловна оставила, наверное, самый ценный - это не смирятся до самого края, трубить в трубы и бить в барабаны, бороться за своё до последнего мига. Говорила, что её победы лишь на том и держались. Ведь, характер - это и есть судьба. Великое сердце великой балерины остановилось так внезапно, что многие не верят в это до сих пор. Ведь кажется, что при таком отношении к жизни бессмертна не только душа.
Дата и время прощания с Майей Плисецкой будут объявлены позже. Но уже известно, что юбилейный вечер в Большом театре, который хотела провести легендарная балерина, - состоится, как и планировалось - 30 ноября. И это будет вечер её памяти.