Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
9 августа 2015, 21:08

В России предложено ввести наказание, вплоть до уголовного, за опасное вождение

Каждый из нас наблюдал такие ситуации, кто - сам сидя за рулём, кто - на пассажирском месте. Новая норма вместе с ужесточением существующей ответственности, например, за езду в пьяном виде - обсуждалась на высшем уровне в среду, в тот самый день, когда под Хабаровском столкнулись два автобуса. Аварий на пассажирском транспорте этим летом в России стало заметно больше. Причины разные, цена всегда - человеческие жизни. Даже при нынешних более высоких штрафах и практике лишения прав за тяжёлые нарушения - по-прежнему в ДТП в год гибнет несколько десятков тысяч человек, население большого города.

Кадры, на которых водитель рейсового автобуса, нарушая правила дорожного движения: превышая скорость, выезжая на встречку, - вез пассажиров по Хабаровску, попали в интернет еще неделю назад. Но никакой реакции ни от городских властей, ни от владельцев автотранспортного предприятия, которому принадлежит этот автобус маршрута №107, не последовало.

Реагировать начали лишь тогда, когда на трассе Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре, в минувшую среду столкнулись два автобуса. 15 человек погибли на месте, 63 ранены, 26 до сих пор остаются в больницах. В крае даже объявили чрезвычайное положение.

А после дня траура по погибшим устроили проверки всех автопредприятий. Попал ли под проверку этот водитель – доподлинно неизвестно. Но факт: он работает в той же самой фирме, что и один из участников ДТП на хабаровской трассе. С начала лета в России резкий рост аварий с участием пассажирских автобусов. Больше 80 погибших. Чаще всего это выезд на встречную полосу и лобовое столкновение.

Вопрос о причинах участившихся аварий, последняя из которых под Хабаровском, Владимир Путин задал заместителю министра МВД Виктору Кирьянову, который отвечает за безопасность на транспорте.

Владимир Путин: Что-то слишком часто у нас на дорогах происходят несчастья, причем несчастья крупные, с большим количеством человеческих жертв.

Виктор Кирьянов: Одна из причин - это человеческий фактор, и вторая причина ч том, что там проходили ремонтные работы, устанавливали отбойники и соответствующим образом не обеспечили безопасность при проведении строительных работ. Всего стоял один дорожный знак, на автомашине, которая занималась ремонтом. А дорожные знаки должны быть установлены заблаговременно за 300 метров.

К аварии на хабаровской трассе привела не одна причина, а целый комплекс. Рабочие не расставили должным образом знаки. Водитель спешил и ехал с превышением скорости. А автобус переделали местные умельцы. Все это уже выяснило следствие. Двигатель одного из автобусов был не стандартным, а переделанным. Гораздо мощнее штатного.

"Сегодня не редкость, когда автобусы 15- и 20-летней давности у нас ходят. Совсем недавно было принято постановление правительства о порядке перевозки организованных групп детей, и там была написана норма, что перевозить детей можно на автобусах не старше 10 лет. Выяснилось, что очень мало таких автобусов в стране. И эту норму отнесли на 2017 год. А что уже говорить о других автобусах, которые просто работают на рейсовых маршрутах?" - говорит президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

На автобусах, попавших в аварию на хабаровской трассе, были перебиты номера на деталях кузова. А это может означать, что поставили их или с ворованных и явно не новых, или со списанных машин. Заменена была и резина. Вместо стандартных стояли колеса от грузовика. В этом признался взятый на этой неделе под стражу один из водителей - Юрий Михейкин.

Юрий Михейкин: Несоответствующая транспортному средству резина была.
Вопрос: А почему вы разгонялись?
Юрий Михейкин: Я не разгонялся, я ехал в пределах правил.
Вопрос: А какая скорость у вас была?
Юрий Михейкин: До 90 километров.
Вопрос: То есть вы знали то, что вы идете на риск, получается, да?
Юрий Михейкин: Я ни на какой риск не шел. У нас такие ситуации были, мы выходили из них нормально - и зимой, и летом.

В подавляющем большинстве частных транспортных компаний в стране переделки автобусов не считаются риском. Всего месяц назад под Красноярском погибло 11 человек. Так же - лобовое столкновения автобуса и маршрутки. Сейчас выяснилось, что часть погибших могла выжить, если бы под маршрутку не приспособили грузовой фургон. Умельцы просто прикрутили сидения саморезами к полу.

Не прошло и месяца, а все там же под Красноярском случилась еще одна авария. И снова автобус, выехавший на встречную и столкнувшийся с фурой. 11 погибших. О срочных дополнительных мерах безопасности Владимир Путин говорил еще в мае. Тогда Правительству было дано поручение подготовить предложения по снижению аварийности.

Владимир Путин: Мы, конечно, должны подумать, я просил уже об этом в мае 2015 года, подумать о дополнительных мерах, обеспечивающих безопасность на дорогах.

Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства РФ: Мы намереваемся уточнить требования к перевозчикам. В информационном плане будет создана специальная обратная связь между гражданами и органами власти для того, чтобы принимать соответствующие меры. И мы должны будем нормативно урегулировать, какова ответственность органов исполнительной власти Российской Федерации, регионов и муниципалитетов, для того, чтобы определять наиболее опасные участки дорог.

Пока же "обратная связь" с властью, большей частью представлена, самодельными видеороликами в интернете о выезжающих на встречную или разговаривающих по телефону за рулем водителях. Но реакции на эти ролики практически не бывает.

Что же касается опасных участков дорог, то ГИБДД их может только отмечать на картах и рекомендовать устанавливать там или разделительные отбойники (чего фактически не существует на трассах между российскими городами), или светофоры на сложных перекрестках. Но местные власти зачастую эти рекомендации выполнять не спешат. Из экономии.

"На сегодняшний день процедура установки светофора занимает полтора года. При этом ГИБДД в этом случае выступает инициатором, а решение о выделении бюджета и тем более о том, чтобы его потратить на новый светофор, принимают местные власти. И в результате мы видим, что те программы по безопасности дорожного движения, которые реализуются в регионах, очень часто бывают просто неэффективны", - отмечает директор центра независимого мониторинга исполнения указов президента РФ "Народная экспертиза" ОНФ Николай Николаев.

Насколько эффективно борются на местах с нарушениями безопасности движения, показало совещание все в том же Хабаровске. Сразу же после страшной аварии с автобусами на этой неделе там решали, что делать дальше. Совещание было закрытым, но судя по публикациям в "Фейсбуке" присутствовавшего на нем Уполномоченного по правам предпринимателей в Хабаровском крае Олега Герасимова говорили о радикальных мерах.

"Росавтодорнадзор вытащил "поросшее мхом" предложение запретить ночные рейсы (думаю, надо просто на ночь все дороги закрывать, чтоб уж никто не ездил). Предложили и ввести ограничение скорости 80 км/ч (предлагаю 40 км/ч, и иномарки запретить, чтоб не гоняли). Наверное, неразумное все же отпадет", - написал Олег Герасимов.

Запретить ездить, конечно же, проще, чем отремонтировать дороги. Но сваливать все исключительно на местные власти также не стоит. В том же Хабаровске, всего через три дня после страшной аварии, пассажиры автобуса беспечно возмущались: почему сотрудники ДПС задерживают рейс из-за того, что водитель "всего лишь" не пристегнут ремнем. О том, что это ставит под угрозу и их жизни, почему-то никто не думал.

Как сказал на совещании с Президентом Игорь Шувалов, по-прежнему в стране одна из основных задач – формирование законопослушного поведения граждан на дороге. А поведение это зачастую агрессивное. Знакомая многим картина: постоянно перестраивающийся из ряда в ряд, резко ускоряющийся или, наоборот, тормозящий в потоке автомобиль. Таких водителей в народе называют "шахматисты". Аварий с их участием в стране множество. На совещании в рамках борьбы с подобным агрессивным вождением прозвучало предложение внести изменения в правила дорожного движения.

"Например, законодательно определить, что такое опасное вождение. Такой нормы у нас в законе нет, но во многих странах это вплоть до уголовного наказания, когда специально создаётся ситуация – мы это на дорогах теперь видим достаточно часто, – и за это водители должны нести соответствующую ответственность", - сказал Игорь Шувалов.

Среди предложений, высказанных на совещании у Президента, прозвучали и такие как возможность изъятия транспортного средства у пьяных водителей и увеличение штрафов. Все это будет обсуждаться Правительством с депутатами Госдумы уже на осенней сессии Парламента.

Читайте также: