В России практически не выполняются правила перевозки детей в автобусах
Грубо нарушают правила не только пьяные водители, но и другие участники дорожного движения, от которых зависит жизнь и безопасность пассажиров. В России действует закон о правилах перевозки детей в автобусах, которые на деле практически не выполняются.
Винокуровы - путешественники со стажем. Междугородним автобусом часто пользуются. У мамы на руках два билета: на старшую дочь и на себя. Сын поедет бесплатно, у нее на коленях.
"Сколько ездили, никогда такого не было, чтобы заставляли на него отдельный билет брать", - говорит Елена Винокурова.
"Дети до 5 лет могут проезжать без билета, но без занятия свободного места — на коленях у родителей", - сообщила замначальника отдела эксплуатации Щелковского автовокзала г. Москвы Марина Шония.
То, что выдают за норму на одном из крупнейших автовокзалов столицы, - грубейшее нарушение правил дорожного движения. Там черным по белому сказано — в междугороднем автобусе число пассажиров не должно превышать количества кресел в салоне. Иными словами, у каждого должно быть отдельное место. И не важно, пассажир в преклонном возрасте или новорожденный.
"Перевозка детей должна осуществляться либо в удерживающих устройствах, либо в иных устройствах, позволяющих пристегнуть детей. За нарушение этих требований предусмотрена административная ответственность водителя — это штраф в три тысячи рублей", - сказал замначальника отдела технического надзора УГИБДД по Челябинской области Андрей Кузнецов.
Татьяна садится у окна, дочь на руках. Молодая мама в полной уверенности, что именно так они должны преодолеть 500 километров.
"Ну как вы себе представляете, как я посажу такого маленького ребенка?! Не пристегнуть. Даже ремни безопасности не помогут, если маленький такой. Ребенок только на руках! В кассах мне даже не предлагают билет детский", - говорит Татьяна Рунова.
Краш-тесты показывают, что взрослый не может удержать ребенка во время столкновения. Младенец бьется о лобовое стекло или впереди стоящее кресло. Для малыша такой удар на скорости в 50 км/ч все равно, что падением с 5 этажа. Защитить детей помогают удерживающие кресла. Грудничков - специальные автолюльки. Тело малыша фиксируют ремни, а само устройство крепится к креслу.
"Перевозчик, который осуществляет эту перевозку, чтобы каждый пассажир на практике мог воспользоваться своим правом, должен это все обеспечить", - сказала заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алла Сологубова.
"Вы можете требовать удерживающее устройство у транспортной компании, но мы советуем мамам и папам предоставлять свои устройства для детей до года. Это связано с гигиеной. Не все пользуются памперсом, и каждое устройство может быть испорчено", - говорит директор автопредприятия Виталий Гнеушев.
Дело не только в гигиене. Перевозчикам дорого покупать автолюльки и кресла. Вот в салон автобуса входит семья. На каждого билет, в том числе на детей, один из которых грудной. Мама просит у коммерсантов специальное устройство, чтобы уложить малыша. Люльки нет. Водитель предлагает выйти из ситуации. Так отправляться в путь родители не согласны. В ответ им советуют сдать билеты и для семейной поездки воспользоваться поездом.
В другом городе перевозчики оказались изворотливей. Для транспортировки детей на большой скорости и на дальние расстояния есть безопасное устройство эконом-вариант. "На сиденье кладется подушка, ребенок садится на нее и потом ее пристегивают ремнем безопасности. Многие перевозчики у нас имеют в автобусах эти подушки. Пассажир заходит, и водитель ребенку выдает подушку", - сообщила представитель автопредприятия.
Есть правила дорожного движения, но нет регламента, как именно должен быть оснащен междугородний рейсовый автобус, в котором ездят пассажиры с детьми. Его не могут разработать уже несколько лет. В ожидании документа некоторые родителям самим покупают специальные удерживающие устройства.
"Я-то плачу за билет. Они должны обеспечивать, а мне еще и кресло с собой носить! Сумок много, еще и кресло тащить!" - возмущается Елена Винокурова.
Елене Винокуровой эксперты советуют хотя бы предупреждать водителей о том, что в салоне ребенок. Впрочем, статистика показывает, что договориться пока не очень удается. В ДТП на дорогах России получают ранения и разбивается насмерть все больше маленьких пассажиров. В прошлом году последней поездка стала для 878 детей.