Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 декабря 2008, 21:23

«Особенные» дети получили шанс на образование и полноценное общение со сверстниками

В одной из московских школ проходит смелый педагогический эксперимент. Там - вместе со всеми - учатся и так называемые "особенные дети", которых раньше принимали только в закрытые специализированные учебные заведения. Общаться со сверстниками им мешала не столько болезнь, сколько предвзятость и предрассудки окружающих.

Репортаж Екатерины Качур.

Глаша любит Данилу, Данила любит Алину, Алина дружит с Глашей и к Даниле тоже неравнодушна. Третьеклашки еще не изучали геометрию, но абсолютно уверены, что в этом любовном треугольнике все стороны равны. И Глаша, у которой насморк, и Даня, у которого частичная глухота, птоз - закрытие верхнего века, и гиперактивность - неумение управлять своим поведением. Еще пять лет назад Данила учился бы в коррекционной школе, и девочки на улице смотрели бы на него не с явным обожанием, как сейчас, а с глубоким сожалением.

Алина Точилина, одноклассница Данилы: "Ну он хороший мальчик, джентльмен, он не дерется, он девчонок, наоборот, защищает. И он хороший друг".

Данила Становой, ученик 3 класса: "Не вру никогда, добрый, на меня можно положиться".

Таких учеников, как Данила в этой общеобразовательной московской школе 27 человек. Четыре года назад здесь решились на эксперимент по инклюзивному образованию, когда в коллектив обычных детей включают так называемых "особенных". У Вани самый сложный для коррекции диагноз - аутизм. Он живет в своем мире, и лишь изредка прорывается в мир других людей - обычно вот таким бурным ликованием. Талантлив в математике и равнодушен к гуманитарным предметам.

Ваня Сашин, ученик 3 класса: "Но я все-таки очень мудрый, я хорошо про животных знаю, люблю всякие там танцы подучивать, всякие упражнения твердые, крепкие".

За три года обучения в обычной школе Ваня стал намного более управляем, и это при том, что медики утверждали: ребенок никогда не сможет нормально общаться с другими детьми.

Тоже самое врачи говорили и Мише Вавилову из Иваново - у него синдром Дауна. Это сейчас он ходит в обычный детский сад, и малыши без проблем берут играть его в паровозик или конструктор. Но чтобы этого добиться, Мишиной маме Людмиле пришлось пройти через судебные разбирательства.

Людмила Вавилова, мать Миши (г. Иваново): "Оказывается, для наших детей ни садов, ни школ не существует, а в обычные садики и школы их не принимают. Противопоказано. Только кем и почему не понятно".

Преодолев судебный барьер, Людмила наткнулась на барьер иного рода. Родители других детей не хотели, чтобы в группе оказался больной ребенок.

В московской школе об этом вспоминают, как о кошмаре: в начале эксперимента мамы и папы возмущались, многие учителя - уволились. Уверяли: обычные дети заклюют необычных. И - ошиблись. Пятиклассника Мишу Петрова тоже с синдромом Дауна ребята очень любят. Считают его добрым, и лишь немножко чудаковатым.

Елена Гераскина, учитель истории: "Иногда он еще ломится страшно в дверь, он так показывает свое расположение, и дети знают, что да, вот он опять выламывал дверь, опять стучал, опять кричал. Все улыбаются и говорят: Миша шалит. Вы знаете, от этого как-то очень тепло. Ведь это обычные дети, которые в других ситуациях, в других школах показывают пальцем и говорят: идет дурак".

Сегодня в нашей стране полтора миллиона детей с отклонениями в развитии. Из них 200 тысяч не получают никакого образования вообще.

Елена Волкова, директор центра образования 1447 г. Москвы: "Из наших детей получатся прекрасные парикмахеры, косметологи, цветоводы, то есть, мы должны продумать эту систему и цепочку, чтобы дети продолжали развиваться, получать профессию в целом".

Для России это первые шаги в инклюзивном образовании. Само слово "инклюзивный" Наташе Тарасовой кажется очень смешным и непонятным. Зато она хорошо понимает разницу между специнтернатом для больных ДЦП и коллективом здоровых и веселых детей, в котором находится она.

Наташа Тарасова, ученица 3 класса: "Я мечтаю стать актрисой. Я люблю спектакли. Кино".

Мы не видим диагноза на их лицах, говорят учителя, мы видим желание. Огромное желание особенных детей быть понятыми и принятыми среди обычных сверстников.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей