Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
17 декабря 2006, 22:18

Русские моряки и спасенные ими американские летчики встречаются спустя 28 лет

Слава Богу, порой даже самые яростные соперники в трудную минуту способны проявлять лучшие человеческие качества – благородство и способность прийти друг другу на помощь в чрезвычайных обстоятельствах. Именно об этом история, которая произошла 28 лет назад в открытом море, а уже в наши дни продолжилась на суше – про две страны, разделенных океаном и не только и про людей, которых вместе свела судьба.

Эд Кейлор собирается в дорогу: в Москве начинаются съемки очередной программы "Жди меня", - ждут как раз его. Ждут люди, с которыми Кейлор лишь однажды встретился 28 лет назад, в самый ужасный день своей жизни.

Холодный день "холодной войны", когда у американского самолета-разведчика "П-3 Орион", где Кейлор был вторым пилотом, над Беринговым морем, неподалеку от Камчатки, загорелся двигатель, и возгорание потушить не удалось.

Эдвард Кейлор: "Я был из другого экипажа. Подменил заболевшего и отправленного домой летчика. Когда это все началось, первое, что я испытал – злость. Я думал: "Стив Андерсон – это твое место, а не мое! И только потом подумал, что, наверное, умру. Таким страшным было море под нами".

В октябре 1978 года они выполняли рутинное задание. Приписанный к флоту Соединенных Штатов "Орион" с позывными Альфа-Фокстрот, под командованием Джерри Григсби несколько часов летал вблизи территории СССР. Американцы выслеживали и оценивали работу комплексов советской противовоздушной обороны. Один из четырех двигателей летчики заглушили, экономя горючее. Когда его, наконец, запустили для набора высоты и полета на родную базу Адак, он вышел из строя и загорелся. Возникла угроза распространения огня. Был только один – на первый взгляд, безумный выход, - это решение пилота Григсби осталось на пленке записи переговоров с диспетчерами: "SOS. Координаты – 5-2-2-7 север, 1-6-5-5 восток. Истинный курс 1-2-3 градуса. Скорость 1-4-3. Садимся на воду. 15 душ на борту. SOS. Три оранжевых спасательных плота. Три оранжевых спасательных плота. Прием…"

Такого на этом самолете и в этих широтах не делал никто и никогда. Приводниться здесь было бы опасно даже в хорошую погоду. А в тот день был шторм с мокрым снегом и дождем. Высота волн – девять метров.

Самолет тут же начал распадаться на части. Оторвало крыло. Взорвались двигатели. Огонь, дым по всему самолету. Вдобавок он стал быстро наполняться водой.

В тот момент в море не было ни одного американского корабля, способного быстро прийти на помощь. Самое близкое к району бедствия оказалось судно - советский траулер "Мыс Сенявина", который возвращался с путины домой.

Непримиримые противники – Соединенные Штаты и Советский Союз на редкость быстро договорились спасти летчиков вместе. И траулер получил команду развернуться и следовать на помощь по навигации американских пилотов. К тому моменту, когда "Мыс Сенявина" глубокой ночью подошел к дрейфующим в двух милях друг от друга плотам, американцы сидели на них уже 12 часов. А морякам еще предстояло выполнить сложнейшую операцию в штормовом море.

Успели спасти десятерых, их отпаивали чаем с медом. На следующий день ни у одного американца не оказалось даже легкой простуды. Через два дня они оказались в Петропавловске-Камчатском: госпиталь, мигом улаженные формальности, Япония и оттуда – на родину. В США их встретили, как героев. Газеты восторженно отзывались и о моряках "Мыса Сенявина". Все ждали, что они тоже получат, безусловно, заслуженные награды. Но вот тут-то опять началась, лишь на несколько часов прекращенная, ради пострадавших летчиков, "холодная война". Впрочем, президент Картер все же отправил телеграмму с благодарностью экипажу траулера.

Тогда, о дружеской встрече в телестудии через 28 лет, понятно, и не задумывались. Это были бы, мягко говоря, странные фантазии во времена противостояния супер-держав. Но "холодная война" давно кончилась, а вот помогать любому, кто оказался в беде – старый закон моряков и летчиков, действует и сегодня.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей