В Хабаровском крае завершились учения ВВС и ПВО России
Отрабатывались очень сложные манeвры. Истребители опускались на предельно низкую высоту, всего в четыре метра и шли с минимальным интервалом в две минуты над поверхностью автомобильной дороги, которую в особых случаях можно в срочном порядке переоборудовать в посадочную полосУ. Подобных учений в России не было почти двадцать лет. И сегодняшнюю работу пилотов оценивал человек, который тогда смог посадить самолeт на дорогу в первый раз.
Эти кадры наверняка снятся режиссерам блокбастеров - пустынное шоссе и силуэт стремительно летящего истребителя в нескольких метрах от поверхности земли - за ним наяву внимательно наблюдают руководители аэродромных служб ВВС со всей России. Для них эта ситуация тоже уникальная. На обыкновенную автомобильную дорогу боевой истребитель приземлялся всего однажды. В 88 году в Латвии состоялись первые и последние в истории советских ВВС практические занятия с экстремальной посадкой. Тогда за штурвалом МИГ-21 был подполковник Игорь Садофьев. Сегодня один из руководителей учений генерал-лейтенант Садофьев признается, что до сих пор помнит все подробности того приземления.
Игорь Садофьев, заместитель главнокомандующего ВВС России: "Сложно, когда ты заходишь на посадку, и видишь вот этот сантиметровый участок дороги на большом удалении, это вызывает некоторую тревогу. Это была единственная посадка, с тех пор никто в вооруженных силах не выполнял ее, вот только сейчас мы начинаем вспоминать старое".
Участок федеральной автотрассы Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре называют дорога-трансформер. Ее специально проектировали так, чтобы в случае необходимости трассу можно было превратить в полевой аэродром, со всеми службами обеспечения авиатехники - от ремонта до заправки. Но лишь сейчас военные смогли реально испытать дорогу-трансформер в деле.
Главная особенность этих учений, говорят военные - что их участники вынуждены действовать с максимальной быстротой, практически как в боевой обстановке. У них нет права на ошибку.
Что-то повторить или изменить можно только в условиях военного полигона, а здесь на федеральной трассе учения, по сути, превращаются в экзамен на слаженность и скорость работы.
Столь масштабных учений ВВС в нашей стране не было четверть века. Воздушные бои, отражение ракетных атак противника оперативная переброска целых авиаполков. Теоретические сражения летчиков у карт и макетов уступили место практике. За год Министерство обороны увеличило поставки горючего для полетов в части постоянного боевого дежурства более чем вдвое.
Игорь Мячков признается, что впервые отвечает на стандартный для каждого летчика вопрос не с горечью, а с гордостью. За этими цифрами - возможность садиться в кабину суперсовременного СУ-27СМ не два раза в месяц, а два раза в день.
Игорь Мячков, пилот полка истребительной авиации: "Для того, чтобы летать хорошо, уверенно, надо летать очень много. То, что должно было быть наработано в молодости, когда мы были лейтенантами, но, к сожалению, этого не получилось".
Сейчас летчики-истребители стараются как можно быстрее наверстать упущенное. Довести личный годовой налет до 120 часов, как у наставников из пилотажной группы "Соколы России".
Игорь Басов, начальник исследовательского отдела Липецкого авиацентра ВВС, член пилотажной группы "Соколы России": "Тот недолет, который присутствовал не так давно, похоже, он исправляется, и я думаю не за горами то время, когда возможно в массе летный состав ВВС своей будет пилотировать так, как пилотировали летчики Липецкого авиацентра".
Игорь Мячков тоже мечтает выступить на международном авиашоу. И вызвать на показательный бой какого-нибудь зарубежного аса.