Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
4 июля 2010, 21:04

В подмосковном Жуковском прошел первый форум «Технологии в машиностроении-2010»

Это сухопутный аналог международного авиасалона, в котором приняли участие более 300 компаний, представивших посетителям выставки образцы продукции военно-промышленного комплекса России.

Брод глубиной 1,5 метра на предельной скорости или прыжок с трамплина - демонстрация возможностей российской военной техники. В подмосковном Жуковском выяснилось, что далеко не всех. В мирное время танки еще и танцуют вальс под руководством хореографа Большого театра. Постановщик балета бронетехники Андрей Меланьин уверен: язык искусства универсален. Даже танк Т-90 может быть убедительным в роли балерины.

Андрей Миланьин, хореограф Большого театра, режиссёр показа: "Хотя и принято говорить, что когда говорят пушки, музы молчат, но это тот случай, когда на границе этих несовместимых понятий можно найти что-то новое для современного искусства".

Больше 300 участников из нескольких стран. На выставке форума "Технологии в машиностроении", похоже, есть все, что даже с натяжкой можно считать машиной. От танков и беспилотных самолетов-разведчиков до скоростных поездов и электрических велосипедов.

30 километров без подзарядки - отечественная разработка уже несколько лет успешно продается в Европе. Один из уже нередких примеров, когда продукция российских производителей вполне может конкурировать с иностранной. И таких примеров, говорили на форуме, должно быть как можно больше. В минувшую среду экспозицию осматривал Владимир Путин. Новая приборная панель "Лады-приоры", рассказывали главе правительства на стенде ВАЗа, уже ничем не уступает зарубежным аналогам.

Впрочем, российское машиностроение, говорили участники форума, пока нуждается в поддержке. Государство, по словам премьер-министра, помогать готово. Во время кризиса многие предприятия, столкнувшиеся с трудностями, такую помощь получили.

Владимир Путин: "Мы стремились стимулировать спрос на конкретную продукцию. Например, на автомобили, на сельхозмашиностроение. Причем мы не делили при оказании этой поддержки со стороны государства, не делили предприятия на своих и чужих. Так, в автопроме помощь получали как наши традиционные марки, так и сборочные предприятия иностранных концернов".

Иностранные концерны это почувствовали на собственном опыте. Как в случае с компанией "Рено" - крупным акционером российского АвтоВАЗа.

Владимир Путин: "Компания "Рено" вошла в АвтоВАЗ на высоком дорогом рынке и заплатила за входной билет приличные деньги, а потом рынок рухнул. И в общем и целом смотрелось так, что, как у нас в России говорят, компания попала, потому что встал вопрос о необходимости поддержки АвтоВАЗа, и нужно было делать это солидарно, всеми акционерами. Что мы сделали? Мы дали этой компании поддержку, приличную сумму 25 миллиардов рублей в виде ссуды, не меняя структуру акционерного капитала и не требуя от компании "Рено", которая вошла в АвтоВАЗ на дорогом рынке, дополнительных вложений, сохранили за ней ее пакет".

Программа утилизации легковых автомобилей оказалась успешной - конвейер АвтоВАЗа уже работает в две смены, как до кризиса. По словам Владимира Путина, вполне возможно, правительство запустит еще и программу утилизации грузовиков и автобусов.

Причем, производители считают, это позволит не только стимулировать спрос на машины, но и станет решением проблемы городской экологии.

Елена Матвеева, заместитель правления "Группы ГАЗ": "Программа утилизации грузового парка и автобусов дает еще и социальный эффект, поскольку грузовой транспорт и автобусы устарели в нашей стране на 50% и очень серьезные задачи есть по обновлению этого автопарка".

Комбайн с бортовым компьютером и климат-контролем. И это опять российская техника. Новую модель на Ростсельмаше запустили в производство как раз во время кризиса - государственная поддержка позволила не только остаться на плаву, но успешно конкурировать на рынке.

Валерий Мальцев, Генеральный директор компании "Ростсельмаш": "Реальный результат заключался в том, что на фоне общего падения рынка сельхозмашиностроения на 40%, мы смогли сохранить объемы за минусом 18%".

Российская дорожная техника в последние годы - редкость. Но в Ярославской области, говорят, все должно измениться. Здесь выпускают катки и погрузчики уже с учетом современных потребностей - они и выглядят, как иностранные, и обладают серьезным преимуществом, с которым трудно спорить.

Павел Кузнецов, директор завода "Дорожных машин": "Импортные катки стоят на миллион дороже, чем наша подобная техника. А по качеству, я бы не сказал, что они очень от нас отличаются".

Российское машиностроение после кризиса восстанавливается даже быстрее, чем ожидали экономисты. Несколько дней назад двигатель нового пассажирского самолета "Сухой Суперджет-100" получил европейский сертификат. К концу года лайнер появится в авиакомпаниях.

Главная тема форума в Жуковском - уже не поддержка отрасли, а перспективы развития.

Здесь говорили - ключевое значение имеют инновационные технологии - и отечественные, и, конечно, иностранные.

Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса: "Мы считаем,что сотрудничество с Россией в плане модернизации ее экономики – это, прежде всего, передовые технологии. Мы исходим из того, что постоянные и тесные контакты с нашими партнерами здесь создают хорошие условия для передачи таких технологий".

Владимир Путин: "Что касается так называемой передачи технологий. Это очень странная формула. Что такое передача технологий? Никто никому в том мире, в котором мы живем, просто так ничего не передает, кроме гуманитарной помощи, конечно, там, где она нужна.

Все продается, современные технологии - это товар, который наши партнеры хотят проделать и продать, а мы готовы их купить за хорошие деньги. Если не хотите продавать, не надо, но мы говорим, что нам нужен этот товар хороший. Мы его возьмем, а вы его хотите продать и как можно дороже, это предмет переговоров. Не нужно представлять дело таким образом, что в России кто-то собирается действовать, как в одном из наших известных художественных произведений. Утащить с хозяйской кухни вкусный кусочек технологий, а потом под одеялом тихо, стараясь не чавкать, съесть его и куда-то там переправить. Нет такой политики в Российской Федерации".

Доля машиностроения в российской экономике должна существенно вырасти. Именно тогда, говорили на форуме, она действительно станет инновационной. И усилиями только со стороны государства, по словам экспертов, здесь не обойтись. Пока действительно конкурентоспособной остается российская оборонная продукция. Военная часть выставки в Жуковском - самая большая, здесь и бронетехника, и стрелковое оружие - похоже самый посещаемый стенд, и даже надувные танки и тягачи с баллистическими ракетами. Для беспилотников вероятного противника выглядят, как настоящие. Впрочем, на форуме говорили: только на успехах оборонной промышленности далеко не уедешь. Тем более что интерес в мире есть и к гражданским разработкам. Здесь уверены: на следующем форуме, через два года, их будет гораздо больше.

Читайте также: