Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 августа 2015, 21:18

Сегодня завершился Международный авиасалон в Жуковском

По предварительным данным, его посетили 405 тысяч человек. МАКС-2015 доказал: Россия не уступит лидирующие позиции на рынках военной техники, а также в авиационной и космической промышленности. Подписаны соглашения на миллиарды долларов.

Это словно два разных мира, лишь внешне похожих друг на друга – авиасалон, работающий только для специалистов, и открывший двери для обычных гостей. Все вроде бы то же самое – и место, и самолеты. Но что-то неуловимо меняется. Быть может, дело в том трепете, с которым люди смотрят на авиатехнику – и стоящую на земле, и главное, парящую в небе.

Кто бы что ни говорил, а простые зрители едут на авиасалон главным образом ради того, чтобы увидеть неземную красоту железных машин, выделывающих в воздухе такое, что, кажется, на время здесь отменили законы физики. Ну разве можно такие фигуры исполнять под действием гравитации?

Истребитель СУ-35 за свои летные качества прозван НЛО. "Чакра Фролова" - сложнейшая фигура высшего пилотажа, при которой самолет делает мертвую петлю на небольшом воздушном пятачке, фактически разворачиваясь вокруг своего хвоста. Способны на такое только российские самолеты. Полет истребителя пятого поколения Т-50 зрители встречают аплодисментами – пусть летчик их и не слышит.

"Мы из Омска специально приехали на МАКС посмотреть. Каждые два года приезжаем смотреть на это шоу. Очень интересно. Гордимся тем, что у нас такие люди оберегают и защищают", - гвоорят гости авиасалона.

Для авиагурманов на МАКСе приготовили разнообразное и изысканное меню, где в качестве деликатеса – показательные выступления летчиков экстра-класса. В небе над Жуковским с грохотом проносятся "Русские витязи" – пилотажная группа, известная во всем мире. За ними в воздух поднимаются "Стрижи", "Соколы России" и дебютанты авиасалона - "Крылья Тавриды", летчики из Крыма, выполняющие полеты на учебно-боевых ЯК-130.

Высший пилотаж, приводящий в восторг зрителей, производит впечатление и на специалистов. И именно такого эффекта от авиашоу добивались его организаторы. Для мировых авиапроизводителей эта выставка – возможность показать товар лицом, продемонстрировать лучшие качества своей техники. И, возможно, заключить выгодные контракты. Салон в Жуковском всегда был для этого идеально подходящей площадкой. Но за два года, прошедших со времени предыдущего авиашоу, обстановка в мире изменилась настолько, что многие опасались, не потеряет ли МАКС статус одного из крупнейших мировых авиафорумов. После открытия опасения развеялись.

"Убеждён, что вне зависимости от текущей международной политической конъюнктуры, МАКС, как и прежде, будет служить эффективной площадкой для экспертного общения, для развития производственной кооперации и поиска новых партнёров. Россия открыта для продуктивного делового сотрудничества в аэрокосмической индустрии. Мы намерены активнее продвигать российские пассажирские и транспортные самолёты на внутреннем и внешнем рынке, будем наращивать уникальный космический потенциал нашей страны, укреплять лидирующие позиции в производстве военной авиационной техники. Для этого в авиапроме и ракетно-космической отрасли проводится модернизация производств, внедряется современное оборудование, совершенствуется компонентная база, повышаются качество и характеристики выпускаемой продукции", - сказал Владимир Путин.

Список иностранных компаний, отказавшихся в этом году от участия в салоне, был предсказуем. Не приехали в Россию представители Украины, Канады, несколько фирм из США. Но их место тут же заняли другие. В несколько раз экспозицию увеличил Китай. Не взирая на переменчивый климат в политике, расширила представительство Франция. А "Эйрбас" даже привез в Жуковский новинку – пассажирский лайнер А-350.

"Россия – очень важный для нас рынок, поэтому мы здесь. Но это не единственная причина. А-350 был разработан в кооперации с Россией. В этом принимали участие российские инженеры. И не стоит забывать, что именно Россия поставляет титановые детали для наших самолетов. Так что мы рады присутствовать на МАКСе", - говорит директор московского представительства "Эйрбас" Жюльен Франьятт.

Но в центре внимания здесь все же самолеты российского производства. И упор сделан на пассажирские лайнеры. На этом рынке, уверены многие, наступает перелом – Россия возвращается в качестве серьезного игрока. Нынешний авиасалон уже назвали прорывным для самолета, с которым связывали надежды на возрождение гражданского авиапрома. В Жуковском подписаны контракты на поставку заказчикам нескольких десятков региональных российских самолетов.

С начала производства и до сегодняшнего дня самолетов "Сухой Суперджет 100" выпущено уже 92 экземпляра. В постсоветской истории нашего гражданского авиастроения аналогов этому просто нет. И эти цифры лучше любых других аргументов говорят о том, насколько успешным оказался проект "Суперджет".

География поставок суперджета обширна. Уже сейчас, помимо России, он летает в Мексике, Лаосе и Индонезии. Интерес к самолету проявляют Иран и Куба.

Для наших авиастроителей Азия и Ближний Восток – это привычный рынок. И там традиционно интересуются нашей техникой. На МАКСе президента России повсюду сопровождали король Иордании и наследный принц Абу-Даби. Вместе они смотрели показательные полеты, делились впечатлениями. Путин что-то объяснял гостям – возможно, рекламировал технику потенциальным клиентам. Но главным заказчиком наших самолетов все равно остаются российские авиакомпании.

"Это означает, что мы начинаем вытеснять иностранный самолетный парк из нашей внутренней отечественной авиации. Ну позорно, на самом деле, все, что происходило в последние годы, когда мы в огромной авиационной державе с нашими широтами, с нашими часовыми поясами летали на самолетах иностранной сборки", - отмечает заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин.

А на подходе еще один самолет, без которого России не потеснить на рынке гигантов вроде "Боинг" и "Эйрбас". МС-21, магистральный самолет XXI века – когда будет готов, станет рабочей лошадкой на пассажирских авиалиниях. Первый экземпляр новой модели сейчас собирают на иркутском авиазаводе. Для Президента прямо в выставочном павильоне с Иркутском устанавливили прямую связь.

"На сегодня готовность фюзеляжа составляет 90%. В ближайшее время планируем получить от наших смежников шасси, два композитных крыла и на этой станции будет проведена стыковка и установка шасси", - рассказал гендиректор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев. На вопрос Президента, когда машина "пойдёт в серию", А.Вепрев ответил: "В 2017 году".

"Успехов вам желаю от души. Очень рассчитываю на то, что эта машина будет приобретаться не только нашими компаниями, но и за рубежом", - сказал Президент.

Определенную тревогу, правда, вызывает то, что в новых самолетах немало иностранных комплектующих. Тот же "Суперджет" состоит из них чуть не наполовину. Некогда сильная сторона проекта – оборудование выбирали лучшее в мире – на фоне санкций стала уязвимым местом. Хотя поставщики и уверяют: ничто не заставит их отказаться от продолжения сотрудничества.

Но пусть даже риск минимален, этот урок наши производители усвоили. МС-21 будет производиться уже в двух вариантах – с американским двигателем и российским. Авиадвигатель ПД-14 на МАКСе впервые показывают в сборе. Над его созданием работали десятки российских заводов, НИИ, конструкторских бюро, сейчас двигатель проходит испытания.

"На этом двигателе технологически, технически, организационно мы практически не зависим от Запада. Мы изначально ставили так задачу, не думая ни о каких санкциях 10 лет назад. Мы понимали, что просто никогда наши партнеры западные не продадут нам ничего современного, только старье. И поэтому вот оказалось, что мы сейчас в тренде", - говорит авиаконструктор Александр Иноземцев.

Одними самолетами экспозиция авиасалона не ограничивается. Увидеть можно и вертолеты – причем едва ли не все, что производят в России, и ракетное вооружение, и космическую технику. Например, перспективную модель пилотируемого корабля. Он пока не имеет названия, и чтобы это исправить, в Роскосмосе решили объявить открытый конкурс. Победителя наградят поездкой на Байконур. Премиального полета в космос, правда, пока не обещают.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей