29 сентября 2015, 18:25

Обнаруженная вода на Красной планете оказалась раствором соли

Научная сенсация - так и не иначе сейчас называют открытие, о котором сообщили в НАСА. На Марсе обнаружена вода. Не лёд, как раньше, а именно жидкая вода - ручьи и даже целые реки. Откуда они текут - пока неясно, но учёные обещают разобраться и уже мечтают, как найдут на Красной планете жизнь хотя бы в форме микробов.

С тех пор, как человечество впервые задалось вопросом, есть ли жизнь на Марсе, до неузнаваемости изменилась жизнь на Земле. Ответа всё нет, но марсоходы трудятся, не покладая механических рук, маленькими шагами приближая нас к развязке. Нынешнее открытие — гигантский скачок на пути. На Марсе есть вода в жидком состоянии. Это ещё не жизнь, но уже почти. На Земле даже в экстремальных пустынях находят жизнь везде, где находят воду.

"Исследования, проведенные аппаратом "Кьюриосити", доказали, что Марс когда-то был очень похож на Землю с тёплыми солёными морями, пресноводными озёрами, возможно, заснеженными горными вершинами и облаками, с круговоротом воды, подобный которому есть на Земле. Потом что-то произошло, вода исчезла, но всё-таки сохранилась в атмосфере, и вот, как мы теперь знаем, не только в ней", - поясняет помощник директора НАСА по научной работе Джон Грансфилд.

Четыре года назад на поверхности Марса засекли некие пятна, похожие на подтёки. И вот теперь сенсационная новость — это и есть подтёки. Средняя температура поверхности Марса — -60 по Цельсию. Но то средняя, а летом может быть и +20. И вот тогда, по мнению ученых НАСА, вода и оставляет эти солевые отложения. Откуда она берётся, правда, пока не понятно. Может, с глубины, может, из атмосферы, а может, и то и другое.

"Марс пережил климатическую катастрофу, и вода ушла с его поверхности. Но результаты последних исследований — это революция: влажность марсианской атмосферы оказывается куда выше, чем мы предполагали. А почва местами пропитана водой! Эти открытия очень важны и многое меняют в наших представлениях о Марсе, хотя мы ещё, конечно, лишь в начале пути", - отмечает директор по планетологии НАСА Джим Грин.

Как ни странно, у открытия есть и минус. Человеку теперь нужно быть осторожнее с полётами на Марс. Космические аппараты не стерильны, на них микробы. Пара лишних бактерий — и марсианскую жизнь можно убить, не успев о ней узнать.

"Дело не только в защите Земли от каких-то форм инопланетной жизни. Мы должны защищать и среду, в которую вторгаемся. Нужно быть уверенными, что прежде чем мы найдём марсианские формы жизни, случайно не занесём туда земные", - говорит помощник директора НАСА по научной работе Джон Грансфилд.

Найти воду было не просто делом принципа. Это имеет и практическое значение: наличие базы с водой на полпути - может сильно помочь в освоении космоса. Звучит, конечно, фантастически, но когда-то и разгуливающий по планете марсоход казался фантастикой.

Да и о том, что вода на Марсе, скорее всего, есть, говорили еще много лет назад. Но то были предположения, а сейчас это данные химанализа.