Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 августа 2014, 21:25

В Харьков доставили останки погибших при крушении малайзийского «Боинга»

Автоколонну встретили руководители региона и представители голландской стороны. На данный момент на месте падения лайнера в Донецкой области - нет специалистов, расследующих именно причины крушения самолета. Об этом сообщил представитель Совета по безопасности Нидерландов, который возглавляет расследование причин авиакатастрофы - Ван дер Вееген. Он подтвердил: там находятся люди, которые собирают вещи погибших и документы. Это гуманитарная миссия.

Украинская сторона все время с момента падения "Боинга" всячески затягивала доступ экспертов. Киев неоднократно обещал - в районе катастрофы будут прекращены боевые действия. Объявленное перемирие киевские власти использовали, чтобы нарастить силы и перейти в наступление на позиции ополченцев.

Между тем, в ОБСЕ и других международных организациях много раз заявляли: уходит драгоценное время, вещественные доказательства могут быть утрачены. К работе группы ОБСЕ приступили только в конце недели. В свою очередь Росавиация уже передала все материалы по катастрофе, необходимые для объективного расследования, в комиссию Нидерландов. А в Министерстве обороны дали оценку попыткам Службы безопасности Украины представить сфабрикованные материалы с обвинениями российской стороны.

У крыльца донецкой гостиницы, где обосновались международные наблюдатели, это стало уже привычным ритуалом. Выходя из машин, люди с полицейскими нашивками устало стягивают бронежилеты и разочарованно объясняют — сегодня снова был неудачный день.

"Мы попытаемся завтра сделать то же самое, проехать к месту крушения", - говорит замглавы миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг.

На прошлой неделе в районе катастрофы завершился первый этап работ - украинские спасатели прочесали территорию в поисках тел погибших. Но после этого обстановка в округе резко ухудшилась. По дороге к месту гибели самолета наблюдателям ОБСЕ приходится то и дело тормозить у обочины и, разложив на капоте карту окрестностей, решать, какой путь безопаснее.

"Нам пришлось развернуться в городе Шахтерск. Там была стрельба и артиллерийские удары очень близко", - говорит Александр Хуг.

Для расследования причин катастрофы малайзийского лайнера дорог каждый день, но именно сейчас работа на месте крушения практически застопорилась. Вопреки обещаниям Киева прекратить стрельбу, в этом районе развернулись бои — такой интенсивности, что даже ополченцы, сопровождавшие в поездках сотрудников ОБСЕ, порой выглядят растерянными.

"Вчера, позавчера мы безопасность ОБСЕ гарантировали. С сегодняшнего дня мы не гарантируем безопасность ОБСЕ. Наступление идет большое бронетехники в этот район", - говорит ополченец.

Слова украинского президента о перемирии, которое позволит следователям начать работу, в устах его подчиненных изменились до неузнаваемости. Безопасная территория в радиусе 40 километров от места трагедии сузилась вдвое. Но даже так в зоне прекращения огня должны были оказаться городки Шахтерск, Торез и Снежное, где украинская армия как раз и принялась атаковать позиции ополчения. Позднее Киев было признался, что хочет взять район крушения под собственный контроль, но в итоге в своем фирменном стиле выдал противоречивое заявление, из которого следовало, что на ополченцев военные идут, по сути, с голыми руками.

"Украинская армия вплотную приблизилась к месту крушения, но активных боевых действий в этом районе не проводит. Как известно, президент Украины распорядился заморозить боевые действия", - говорит представитель информационного центра СНБО Андрей Лысенко.

Вот только наблюдатели и журналисты стрельбу и взрывы слышат постоянно. Бои продолжаются и в районе крушения, и на дорогах, ведущих к нему. До места падения лайнера международным наблюдателям удалось окольными путями добраться в четверг, но в субботу из-за идущих поблизости боев работу опять пришлось свернуть.

"Может случиться еще одна трагедия, если мы пойдем на неоправданный риск. Так что мы всегда должны оценивать ситуацию в плане безопасности, заботиться о наших наблюдателях", - говорит Александр Хуг.

Впрочем, расследование катастрофы не входит в задачи международной миссии, работающей сейчас в Донецке. Наблюдатели занимаются поисков останков погибших - найдены еще не все тела. Те эксперты, что должны установить причину трагедии, на место пока не выехали — все по тем же соображениям безопасности. Хотя с момента крушения прошло уже больше 2 недель.

"Эта пауза, которая получилась с расследованием, с назначением госкомиссии, с ее началом работы, она противоречит всем существующим правилам. И, конечно, это страшно затрудняет расследование авиакатастрофы и соответственно выявление причин", - отмечает председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

Из важных этапов расследования пока завершен лишь один - расшифровка бортовых самописцев. По ее итогам Киев успел даже заявить, что запись подтверждает версию о зенитной ракете. Чем вызвал гневную отповедь Голландии, она возглавляет расследование. И дело не только в том, что выводы Киева преждевременные. Окончательно картину происшествия черные ящики могут и не прояснить. Ключевой уликой в деле, скорее всего, станут обломки самолета.

"Анализ каждой детали разрушенного самолета, складывание из этих деталей всего корпуса самолета - и до тех пор комиссия не должна успокоиться, пока не будет найдена последняя деталь и установлено то место, где она стояла до катастрофы. И начинается тогда расследование и лабораторное, и испытательное и прочее по деталям самолета", - говорит председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

Из таких деталей эксперты складывают макет разбившегося лайнера. Нередко уже на этой стадии причины аварии становятся ясны.

"Можно будет по характеру повреждений, по их местам установить место подрыва боевой части, которую поразил лайнер. Траектория осколков, силу подрыва можно установить. Уже даже на этом этапе можно четко сразу разграничить что это было - зенитная ракета или ракета воздух-воздух", - говорит эксперт главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский.

Пролить свет на обстоятельства катастрофы могут и результаты судебно-медицинской экспертизы, если в телах погибших найдут поражающие элементы, которыми начинена ракета. Но чтобы определить, кто именно сбил пассажирский "Боинг", экспертам все равно могут понадобиться дополнительные сведения - например, данные космической разведки.

За событиями на юго-востоке следят многие, но пока информацию такого рода предоставила только Россия. Опубликовав снимки, доказывающие присутствие украинских зенитных комплексов в районе крушения. Подлинность фотографий Киев на этой неделе попытался поставить под сомнение, но сделал это в том же ключе, в каком и раньше фабриковал фальшивки на тему катастрофы.

На украинских фото, снятых будто бы в то же время, что и российские, нет зенитных батарей, зато есть следы неуклюжей подделки. На одном из них деревья отбрасывают тени совсем в другую сторону, что явно говорит о фальсификации. А на другом куда-то исчезли затянувшие небо облака, хотя погода была облачной. От внимания российских военных не ускользнула и другая важная, но невидимая деталь - над указанным районом не было украинских спутников, а значит, в работе над этим фотоколлажем у Киева были соавторы.

"В обозначенное на снимках время над зоной катастрофы находился американский спутник оптико-электронной разведки типа "Кихоул" ("KeyHole"). Таким образом, источник получения фотоосновы для дальнейшей обработки СБУ не должен вызывать ни у кого сомнений", - говорится в сообщении Минобороны РФ.

В Минобороны не сомневаются, что США причастны и к изготовлению других фальшивок, публикуемых Киевом. Вполне логично, если учесть тесную кооперацию спецслужб. В центральном офисе украинской службы безопасности сейчас прописался целый штат американских советников. Удивляет другое - низкое качество работы, это касается и снимков из космоса, ведь Америка не устает расхваливать возможности своих спутников.

"У американцев самая большая спутниковая группировка в мире. У них только около 400 одних военных спутников различного назначения. У них есть такая малоизвестная общественности организация, как Национальное разведывательное управление с бюджетом больше 10 миллиардов долларов ежегодным. Эта организация заказывает, запускает, осуществляет оперативное управление всеми разведывательными спутниками Соединенных Штатов", - говорит Виктор Мураховский.

Сразу после крушения "Боинга" в США заявили: их спутниковая система зафиксировала пуск ракеты с территории, контролируемой ополченцами. Но доказательства не представлены до сих пор. И если предположить, что данные из космоса говорят о виновности другой стороны, то логичнее выглядят и сегодняшние действия Киева, который будто специально мешает расследованию.

"Ведением боевых действий в районе катастрофы Украина тем самым срывает возможность доступа международных специалистов к месту крушения малайзийского "Боинга" для того, чтоб возможно опять, я подчеркну еще раз, скрыть какие-то ключевые улики, тем материалы, которые могут изобличить Украину", - отмечает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

К тому же, растущее в мире раздражение, вызванное событиями на месте катастрофы, дает Киеву и шанс воплотить давнюю мечту об иностранной военной помощи. Верховная Рада уже одобрила идею пригласить полицейских из Голландии и Австралии. Вооруженный отряд из 700 человек должен будет охранять место крушения. А в Амстердаме поговаривали, что на Украину может поехать не полиция, а армейский спецназ.

"Голландская пресса, военные специалисты обсуждали тот факт, что данные спецназовцы, данные коммандос должны принимать прямое участие в этом конфликте, в частности, устроить охоту на лидеров так называемых донецких сепаратистов", - отмечает политолог, директор центра евразийских исследований Владимир Корнилов.

Но оценив угрозу втянуться в конфликт, Нидерланды, похоже, отказались от мысли отправить спецназ на воюющий юго-восток. Решив сосредоточиться на роли страны, координирующей расследование катастрофы. К участию в нем приглашена и группа экспертов из России. Они уже передали Голландии данные объективного контроля о том, что происходило 17 июля в районе крушения малазийского "Боинга".

Читайте также: