Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
28 сентября 2014, 21:00

МИД РФ требует срочного расследования убийств людей, найденных в захоронениях на востоке Украины

Страшные находки под Донецком стали шоком недели. Массовые захоронения сначала - под поселком Коммунар. Потом - под Нижней Крынкой. Руки связаны за спиной. Добиты контрольным выстрелом. По словам ополченцев, в могилах - и повстанцы, и мирные жители.

Киев пока отмалчивается. И на украинских каналах о находках - ни слова. Но местные жители уверяют, что таких могил десятки. И что подходить к ним боятся - они могут быть заминированы.

Страшный итог гражданской войны - безвестные и часто безвинные жертвы. Сколько - сказать не может никто. Все это очень похоже на ту, страшную Балканскую войну, жертв которой в безымянных могилах находят до сих пор. Балканская трагедия закончилась Гаагским трибуналом. Сейчас российский МИД требует срочного расследования происшедшего.

Западные правозащитники уже заявили, что вся ответственность за расследование - в первую очередь, на Украине. Ведь в этих страшных захоронениях - ее граждане.

От родного дома Марины Моисеевой до школы, где когда-то она училась,  ровно пятьдесят шагов — в классе завидовали ей, что живет так близко. Теперь, чтобы пройти этот путь, она всю волю собирает в кулак. Это окраина Иловайска, и будто чувствуя неладное, отец отправил их с мамой к родственникам на юг, к морю, а сам остался на хозяйстве. Через считанные дни в этот район вошла Нацгвардия. Когда отец пропал, страшные мысли старались гнать прочь. Еще две недели семья ставила за него свечки в храме, как за живого. Его могилу нашли в школьном саду в начале сентября. В пятидесяти шагах от дома.

"Лицо обезображено было очень сильно, и выстрел был с близкого расстояния. Как объяснил эксперт, деформация происходит мозга. Но усы были папкины. И мама говорит, зубы посмотрите, у него зубов не было", - рассказывает Марина.

В безымянной могиле находились тела еще двух местных жителей. У всех - огнестрельные ранения. Очевидцы говорят, что отца Марины несколько дней продержали в подвале школы, где находился штаб украинской армии. Сильно били. В этом году ему бы исполнилось 66 лет. В ополчении он никогда не был.

"Люди говорят разное. Кто-то говорит - якобы он попросил, чтобы не крушили дом, кто говорит, что мама была в комиссии на референдуме", - говорит Марина.

Эта история потрясла весь город, но она далеко не единственная. Буквально в каждом дворе здесь расскажут о том, как грабили, мародерствовали и издевались над жителями боевики Нацгвардии. Сидя по подвалам, не сразу и поймешь, рассказывают люди, кто из соседей остался цел, а кто погиб. Об убийстве пожилой пары горожане узнали только спустя несколько дней. Мужа с женой нашли в подвале. Дверь была снаружи закрыта на засов.

"Были прострелены ладони, колени, и были обожженные ступни. Пытали и бросили в подвал. Даже были следы, как со второго этажа их тянули в подвал", - рассказывает Татьяна Бакланова.

Безымянную могилу на территории шахты "Коммунар" в шестидесяти километрах от Донецка нашли случайно — саперы обезвреживали мины и растяжки, оставленные украинскими военными, и наткнулись на захоронение. Две ямы. Четыре тела. Предполагаемое время гибели - середина августа.

Ополченцы утверждают, что эту территорию контролировала украинская армия. Об этом говорят и местные жители. У въезда в село Нижняя Крынка - еще одна могла, в ней пять человек. Их, по рассказам, украинские военные убили якобы за связь с ополченцами. Представители миссии ОБСЕ подтвердили обнаружение трех массовых захоронений. Сейчас опознаны тела двух человек. Один из них, местный житель Никита Коломейцев, стал жертвой доноса. Среди односельчан нашлось двое предателей.

"Они говорили - налейте нам сто грамм, и мы покажем, где дэнэровец. И они этого мальчика сдали этим нацикам, его забрали в клуб, держали там два дня, и его нашли на шахте "Коммунар" изуродованного", - рассказывает Людмила Панковецкая.

Ужасы, которые творили здесь украинские военные, трудно описать словами, говорят местных жители. Некоторые истории и вправду невозможно слушать без содрогания.

"У нас на хуторе женщина была, я ее хорошо знаю, она приходила сюда к внучке, а обратно пошла по асфальту. А потом путь решила сократить по полю. И ее расстреляли, потому что не по дороге шла. И там же прикопали, и она там лежала два дня, никто не знал, и потом внучке сказали, она ее перезахоронила", - рассказывает Елена Пронина.

Учительница Елена Пронина уже несколько дней живет в подъезде и не может себя заставить зайти в квартиру. Боится, что не успеет выскочить в бомбоубежище. На шее - связка ключей, под подушкой -  документы. Сейчас здесь уже не стреляют. Поселок Коммунар под контролем ополченцев. Но просидев в подвале 37 дней, Елена уверена — тишина обманчива. Рассказывает, что уходя, украинские военные разоткровенничались.

"Они сказали, у нас было такое задание, убрать этот поселок, чтобы здесь не было ничего - ни людей, ничего. Скажите нам спасибо, что мы вас пощадили", - рассказывает она.

Возможно, благодарности украинские военные ждут и от ополченцев, которые были у них в плену. Только вряд ли дождутся. Об украинском плене они говорят так, словно побывали на том свете.

С метками на теле домой вернулся боец по имени Станислав. Ожог на груди – буквы, которые складываются в слово "сепар" – сокращенное от сепаратистов, так официальные киевские власти называют луганских и донецких ополченцев. На теле мужчины есть и еще одна отметка — своего рода подпись, которую оставили украинские солдаты - выжженная нацистская свастика.

На этой неделе власти ДНР приостановили обмен пленными. Как заявил министр обороны самопровозглашённой республики Владимир Кононов, украинские силовики в обмен на своих солдат отдавали людей, не имеющих никакого отношения к ополчению - обычных мирных жителей, захваченных, по его словам, специально для обмена.

"Я просто гражданский. Просто для количества меня прихватили, держали в АТО, три дня заставляли на себя убийства брать, а там уже пришили статью, что человек из расстрельной группы, то есть, я людей расстреливал", - рассказывает один из бывших пленных, Никита.

Земля в этих местах буквально пропитана кровью. Дорога из села Многополье стала для украинской армии "дорогой смерти". Пытаясь вырваться из иловайского котла, ее части оказались на открытой местности и попали под огонь артиллерии ДНР. Потери была такими масштабными, что местные жители до сих пор находят тела украинских солдат. Это уже третье по счету захоронение — еще двоих погибших нашли в дренажном колодце, они были просто присыпаны соломой. Два тела находились у бывшей птицефермы. Рядом носилки. Возможно, это были раненые, которых пытались дотащить до своих, но в результате бросили у дороги. По рассказам местных жителей, украинские военные не церемонились с погибшими.

"Они нагрузили пол-камаза трупов, вывезли в район Кривой Балки, оставили маячок и из двух танков расстреляли. Все летело, человеческие останки висели на деревьях, ужасная картина. Наверное, лень было хоронить, я даже не знаю, зачем. Человеческие чувства здесь отсутствуют", - рассказывает Василий Драганов.

После отхода украинских частей разбитая техника здесь повсюду. Та, что уцелела — увезли ополченцы. На поле много и гражданских машин, тех, что Нацгвардия отбирала у местного населения.

На этих позициях держала оборону украинская армия, до сих пор здесь можно найти крупнокалиберные патроны, а в блиндажах они скрывались от обстрелов. Внутри - деревянный настил. Это, кстати, обычный погреб, где местные жители держали продукты – картошку, запасы на зиму. У входа остался пакет, надпись на украинском -  ежедневный набор сухих продуктов. Там остались даже галеты.

Эта территория многократно переходила из рук в руки. Теперь здесь руины и выжженное поле. Украинские войска стояли в Многополье четыре недели. Местные жители переселились в подвалы и говорят, что боялись выходить на улицу.

"Повыгребали подвалы на нет. Что не съели – побили. Я не понимаю, что за люди. На пасеке там было шприцов столько, что невыносимо – кололись. У них цель - все уничтожить, это нелюди. Я со стариками разговаривал - немцы так не вели, в школе повыбивали окна прикладами, а в доме, где штаб был, даже говорят, генерал там был, уходя, нагадили, ну представляете?" - говорит Василий Драганов.

Оставшиеся целыми дома в соседнем селе Грабское можно пересчитать на пальцах. Люди пытаются выживать и в разбитых домах, где, кажется, жить уже невозможно. Нине Андреевне 76 лет. Живет одна. Родственников нет. Уехать бы, но некуда. Невероятно, но в своей квартире эта пожилая женщина живет уже три недели. В стенах - дырки от осколков, повреждена спинка дивана взрывной волной, смещена одна из стен, там трещины в палец толщиной, и она даже пружинит под руками. А в другой стене - сквозная дыра,  женщина заткнула ее шторой и прислонила две фанерки. Вот и весь ремонт.

Это не отступление и не очередная передислокация. Ополченцы отводят технику на пятнадцать километров от линии фронта. Это буферная зона, о которой стороны договорились на переговорах в Минске. О выполнении договоренностей заявляет и украинская сторона. Сейчас обычные люди в Донбассе живут надеждой на то, что война уже позади, и что хрупкое перемирие все же перерастет в прочный мир, за который уже заплачено огромной ценой.

На окраине села Грабское стоят две разбитые машины. Это обычный автобус "пазик", на нем ополченцы ехали на помощь товарищам по автобусу. Танк ударил прямой наводкой, все погибли. Вот украинская БМП, ее подбили ополченцы. Здесь погибли девять украинских солдат. Теперь эти машины стоят рядом, и теперь это уже история.

Первый канал получил первые кадры сегодняшнего обмена пленными на юго-востоке Украины. Обмен произошел в уже привычном месте, в 30 километрах от Донецка, у села Константиновка. Зато необычным стало то, что взамен 30 украинских солдат ополченцы получили 60 своих сторонников. До этого обмены происходили либо по схеме "один на одного", либо ополченцы отпускали пленных больше, чем получали.

 

 

Читайте также: