Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 марта 2015, 21:04

Шоком недели стало известие о причинах крушения самолета, летевшего из Барселоны в Дюссельдорф

Когда стало известно о самой катастрофе, в которой погибли 150 человек, это, конечно, было воспринято как однозначная трагедия. И первые версии были традиционно - теракт, технические неполадки, ошибка пилотирования. Но когда появились первые сообщения о том, что один из пилотов сам, сознательно обрушил лайнер и погубил людей, это поначалу казалось фантастической, абсолютно нездоровой выдумкой, уткой.

Ведь в голове такое не укладывается - пилот, которому доверяют даже больше, чем самому самолету. Пилот, на которого вся надежда - ведь в книжках и фильмах именно этот человек спасает, когда машина сбоит. Пилот, тем более немец, - человек, в общем сознании, - улыбающийся, стабильный, проверенный. Но на этот раз все произошло как в самом страшном кошмаре аэрофобов или голливудском триллере. 8 минут управляемого падения. 8 минут абсолютного ужаса.

Вывод, к которому пришла марсельская прокуратура, ведущая расследование катастрофы Аэробуса 320, ужаснул всех. Причина гибели 150 человек преднамеренные действия второго пилота экипажа.

"Слышно, как второй пилот нажимает на кнопки мониторинговой системы, чтобы осуществить снижение самолета. Я повторюсь он единственный управляет аэробусом А320. Действие по выбору высоты производится осознанно", - говорит прокурор Марселя Брис Робен.

Второй пилот- Андреас Лубитц. 28 лет. По национальности немец. Работал в Джерман Вингз с 2013 года. Летный опыт небольшой всего 630 часов. Расшифровка аудиозаписи, часть которой сегодня опубликовало немецкое издание Бильд, рисует картину кошмара.

Борт вылетел с получасовым опозданием, но командир судна обещает пассажирам нагнать время в пути. В 10.27- самолет занял положенную высоту - около 12 тысяч метров и встал на эшелон.   Через две минуты в 10.29- радар не земле впервые зафиксировал снижение воздушного судна. В 10.30 лайнер опустился на 100 метров, в 10.31 самолет еще ниже - уже на шестьсот метров. Диспетчеры пытаются связаться с экипажем, в ответ - тишина. В Аэробусе сработал сигнал тревоги. Слышны сильные удары в бронированную дверь кабины пилотов. Затем крик командира корабля: "Ради бога, открой дверь", на заднем фоне слышны и крики пассажиров. В 10.35 - снова удары в дверь и снова крики капитана "Открой чертову дверь!". В 10.38 - самолет уже на высоте 4 километра от земли и на большой скорости летит прямо на Альпы. Через полторы минуты - лайнер исчез с экранов радаров.

В сети появилась запись и тот, кто ее выложил, утверждает, что это оригинал. Аудиофайл бортового самописца "Аэробус 320". Отчетливо слышны крики и удары в дверь.

Кричал и колотил в дверь командир самолета - Патрик Зондерхаймер. Отлучившись в туалет, он пытался вернуться на рабочее место. Сначала СМИ написали, что капитан пытался взломать дверь противопожарным топором, но скорее всего, это был лом. Топоры на борту запрещены по соображениям безопасности. Все это время закрывшийся в кабине второй пилот был в сознании, на пленке слышно его ровное дыхание. Лубитц прекрасно понимал: он летит навстречу смерти, забирая с собой жизни еще 149 человек.

 "Самый длительный перерыв в его летном обучении - 6 месяцев. Но, перед тем, как мы взяли его на работу он прошел все тесты вновь. Он был готов летать на все сто процентов. Никаких ограничений. Абсолютно все проверки показали его пригодность", - говорит председатель правления компании "Люфтганза" Карстен Шпор.

Обыски в квартире Лубитца в Дюссельдорфе и родительском доме в городке Монтабаур вскрыли шокирующие детали. Пилот страдал психическим расстройством, периодически испытывал сильные депрессии и полтора года наблюдался у психиатра. Последний визит к которому состоялся 10 марта, то есть за две недели до катастрофы. В квартире обнаружили психоактивные препараты и разорванный больничный лист с диагнозом, который навсегда закрыл бы Лубитцу дверь в авиацию. Все это время пилот умело прятал своих демонов.

"Это может быть так называемый в психиатрии парагномен. Это нарушение мышления при хронически текущей шизофрении, это поступок неожиданный, непонятный, такой нелепый поступок. Столько жертв, чтобы привлечь внимание к себе, к своей личности, чтобы стать известным. То есть, грубо говоря, убить людей, чтобы прославиться", - говорит доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Артемьева Марина.

В истории авиации это не первый случай самоубийства за штурвалом . Самый крупный инцидент 31 октября 1999 года. Крушение Боинг 767 авиакомпании EgyptAir у берегов американского острова Нантакет. Эксперты пришли к выводу, что причиной катастрофы стали намеренные действия второго пилота, который в момент отсутствия командира отключил оба двигателя и со словами "Я полагаюсь на Бога" направил штурвал вниз. На борту было 217 человек, погибли все.

Тот факт, что в летном деле Лубитца стояла отметка, требующая регулярного особого медицинского наблюдения, а также информация о тяжелой депрессии, которую он пережил в 2009 году, нисколько не смутило отдел кадров компании "Джерман Вингз". Бывшие летчики "Люфтганзы" вынуждены признать, что самый серьезный психологический тест кандидат на место пилота проходит однажды, только при приеме на работу.

"У нас не проводят психологические тесы каждый 6 или 12 месяцев. Единственное, что предусмотрено, так предоставление психологической помощи при необходимости. Кто-то может бояться, что потеряет работу из-за своих проблем. Что же делают в "Люфтганзе", и что я сам в этой компании видел - они создают атмосферу доверия. Тот, у кого есть проблемы, уверен, что все будет строго конфиденциально", - говорит эксперт в области авиации Хайнрих Гроссбонгардт.

То есть в "Люфтганзе" по сути скрывали возможные психологические проблемы своих работников. По словам специалистов система контроля за психическим состоянием летного состава в зарубежных странах отличается от российской.

"В большинстве других стран США в Европе первое психологическое обследование - в 40 лет. К тому же, перед вылетом у них решение о вылете принимает не врач, а командир воздушного судна", - отмечает завотделением летной экспертизы ЦКБ ГА Борис Потиевский.

В России помимо регулярных мед осмотров летчики проходят обязательный предполетный конторль. И это действительно необходимо.

"Профессия пилота связана с самым главным фактором. Это отрыв человека от земли. А дальше идёт целый ряд факторов, начиная от вибрации и шумов, излучений и так далее. Заканчивая эмоциональной нагрузкой на пилота - она очень существенна. Поэтому у летного состава если несмотря на то, что отбирают самых здоровых, крепких, в том числе и психически мужчин, но тем не менее дисквалификация профессиональная по уровню состояния здоровья пилотов, весьма и весьма существенна. Она выше, чем у других профессиональных групп", - говорит заведующий лабораторией экспериментальной психофизиологии Московского гуманитарного университета Звонников Вячеслав.

Владелец разбившегося в горах Франции лайнера, компания "Джерман Вингз" - это лоукостер. То есть низкобюджетная компания и чтобы приносить прибыль ее персонал порой работает на износ. Физическая усталость приводит к обострению скрытых заболеваний.

В 2013 году пилоты "Люфтганзы" даже провели забастровку, сняли ролик в котором все члены экипажа спят, а на реальных кадрах полета гражданского судна, видно, как второй пилот засыпает прямо в полете, его будит инструктор, который сидит за штурвалом машины.

Андрес Лубитц прекрасно знал местность, где разбил самолет. Вместе с родителями он с детства отдыхал в горах французского Прованса. Занимался здесь дельтапланеризмом. Со слов его бывшей подруги, Лубитц грозился однажды совершить поступок, который позволит ему войти в историю и изменить всю систему. Надо признать, что это ему удалось.

"Этот инцидент приведет к пересмотру всей системы безопасности полетов в Европе и по всему миру, и доступа членов экипажа в кабину пилотов. Я надеюсь, что такие изменения будут поддержаны всеми ведущими международными авиационными агентствами", - говорит эксперт в области авиации доктор Анил Paдрa.

После терактов 11 сентября 2001 года в США были введны новые требования. В пилотской кабине не может оставаться один человек, место отлучившегося пилота обязан занять бортпроводник. Такие же правила уже давно действуют и в российском Аэрофлоте, но не в "Люфтганзе" и "Джерман Вингз".

О введении политики "четырех глаз", то есть всегда два человека в кабине пилота, после трагедии в Альпах объявили все немецкие и норвежские авиалинии, компания Easyjet, лоукостер из Британии, компании Австрии, Австралии и Новой Зеландии.

На месте крушения Аэробуса 320 французские поисковики продолжают вывозить останки жертв второго пилота Лубитца.

Читайте также: