Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
7 июня 2015, 21:30

Неопровержимые факты и имена свидетелей добавляются в дело о гибели «Боинга» под Донецком

На неделе вновь заговорили о катастрофе малайзийского "Боинга" под Донецком. Прошел почти год, опубликовано несколько отчетов о расследовании, но ответов, кто сбил пассажирский лайнер, так и нет. И вот сначала Минобороны Украины заявило, что у Киева на момент катастрофы установок "Бук" не было, попытавшись ввести в игру грузинскую карту - якобы накануне трагедии последний "Бук" был продан Тбилиси.

Хотя год назад сначала ВСУ заявляла, что одну из установок угнали ополченцы, а потом из нее и стреляли, а потом отчитывался Порошенко:  ничего никто не угонял, все на месте, "Бук" приехал со стороны России.

Даже публиковали некие снимки без одной ракеты, которые не просто оказались фальшивкой, на них - одна из установок, участвовавших в маневрах украинской армии накануне, это установили по бортовому номеру.

С момента катастрофы малайзийского "Боинга" прошел уже почти год. А о её причинах до сих пор мало что известно. Странным образом международная комиссия, ведущая расследование, с выводами не торопиться. Предположительно итоговый документ появиться не раньше осени.

Данные о ходе расследования держаться в строгом секрете, неизвестно даже, какие версии отрабатывают эксперты. Хотя их уже предостаточно, и каждая требует тщательного и объективного расследования, на чем с самого начала настаивала Россия, предлагая работать совместно и опираться только на факты.

На съемке, сделанной Следственным комитетом России, гражданин Украины Евгений Агапов, рассказывает о том, что сам видел и слышал. Год назад он служил в рядах украинских ВВС механиком авиационного вооружения, как записано в его военном билете.

В июле его часть перебросили под Днепропетровск, откуда штурмовики Су-25 ежедневно совершали боевые вылеты. Так было и 17 июля, в день трагедии.

"После обеда в воздух поднялись три самолета Су-25, вернулся один самолет. Летчик капитан Волошин вылез из кабины. Находясь рядом с ним, спрашивал техсостав замечания по состоянию самолета. Услышал фразу от него: "Самолет не тот", - рассказывает Евгений Агапов.

О каком самолете говорил капитан Волошин, Евгений Агапов начал догадываться только ближе к вечеру, когда в части стало известно о гибели малайзийского "Боинга". Именно тогда механик стал свидетель ещё одного разговора.

"Фраза была от Дякева к Волошину. Вопрос был: "Что там с самолетом?". Волошин ответил: "Самолет оказался в ненужное время в ненужном месте". Мне в связи со всеми этими словами и обстоятельствами сбитого самолета пришла мысль в голову, что это был разбор по поводу "Боинга", - рассказывает Евгений Агапов.

Версия о том, что малайзийский "Боинг" мог сбить военный истребитель, появилась одной из первых. И хотя Су-25 больше предназначен для ударов по наземным целям, его возможности, уверены многие эксперты, позволяют атаковать и на больших высотах.

"Много версий, у Су-25 кабина не герметизирована, и он не может летать на таких высотах. В данном варианте используется простейший способ: летчик надевает кислородную маску, дышит чистым кислородом. По своим данным этот самолет может подниматься на 110 тысяч метров и чуть выше даже. Летчик дышит просто чистым кислородом. Элементарно он мог перехватить самолет и нанести по нему удар", - считает летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов.

Если версия атаки с воздуха верна, то вероятнее всего, удар был нанесен ракетой Р-60, класса "воздух-воздух", которыми и был укомплектован штурмовик Волошина, по особому распоряжению начальника части. Эти ракеты оснащены системой самонаведения. И что примечательно, как и боезаряды установки "Бук" поражают цель не прямым попаданием, а подрываются рядом. Когда самолет Волошина вернулся на аэродром, Евгений Агапов обратил внимание, что ракет Р-60 в арсенале штурмовика уже не было.

Рассказ механика Агапова, который, как отмечают в СКР, сам решил сотрудничать со следствием, уже тщательно проверили, в том числе и на детекторе лжи. Конечно, этих показаний недостаточно, чтобы сделать окончательные выводы о причинах трагедии. Но из них как минимум следует, что и в день катастрофы, и в другие дни украинские военные самолеты постоянно совершали боевые вылеты. Хотя в эфире Си-эн-эн Петр Порошенко убеждал в обратном.

"Все знают, что в этот отрезок времени, когда произошла трагедия, все украинские самолеты были на земле в сотне километрах", - заявил Петр Порошенко 21 июля 2014 года.

Много заявлений — и никаких доказательств. Это все, что Украина предоставляет следствию. И ни только она одна. Например, американские спецслужбы, спустя всего неделю после авиакатастрофы заявили, что самолет был сбит из комплекса "Бук" ополченцами. Правда, свою версию они построили на информации из соцсетей. И вряд ли эти данные можно вообще принимать во внимание. Чего не скажешь о выводах, к которым пришли эксперты военного концерна "Алмаз-Антей", где эти "Буки", а также ракеты к ним собственно и разрабатываются. Обнародованный на этой неделе доклад там явно готовили не один месяц, чтобы с наибольшей долей вероятности назвать ракету, поразившую "Боинг".

"Наиболее вероятным типом ракеты, приведшей к трагедии с "Боингом", является ракета 9М38М1 и ее боевой части 9Н314. Именно эта ракета снаряжается тремя типами поражающих элементов и содержит более 7800 поражающих элементов", - уверен советник генерального конструктора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.

В корпорации подчеркнули, что этот тип ракет не выпускают в России ещё с прошлого века. И на вооружении российских средств ПВО их уже давно нет. Зато они остались у украинских зенитчиков. И их даже пытались модернизировать. Представлявшие доклад рассказали, что принцип поражения у всех ракет комплекса "Бук" одинаковый.

Они не врезаются в цель, а разрываются на расстоянии. А вот характер поражения у каждой модели свой. Это как отпечаток пальца, который ни с чем не перепутаешь. При взрыве осколки формируют облако из поражающих элементов. Внутри него есть область особенно насыщенная ими. Её называют "скальпель". И по отметинам от этого скальпеля можно понять, откуда ракета была выпущена по цели. 

"Даже незначительное изменение положения ракеты в пространстве позволяет существенно изменить характер поражений. А учитывая то, что одной из особенностей этой ракеты является наличие скальпеля, именно его следы или отпечатки, обнаруженные на конструкции самолета, позволили с высокой степенью вероятности определить условия подхода ракеты к цели", - считает Михаил Малышевский

Когда эксперты изучали обломки самолета, то обратили внимание на то, что у "Боинга" была повреждена левая сторона – кабина, двигатель, крыло и часть хвостового оперения. А справа кабина повреждений практически не имела. Целыми остались даже стекла.

"Проведенное моделирование показывает, что рассчитанные условия встречи ракеты с самолетом реализуются только при пуске из этого ограниченного района, а именно южнее населенного пункта Зарощенское", - объясняет Михаил Малышевский.

Этот населенный пункт на момент трагедии контролировали Украинские силовики. Киев, в свою очередь, настаивал, что ракету запустили из Снежного, в котором находились ополченцы. Эту версию тоже смоделировали на компьютере и получили совсем другой характер поражений.

Зарощенское назвали и в Министерстве обороны России. На брифинге, организованном спустя несколько дней после трагедии, где были обнародованы данные объективного контроля, сделанные нашими спутниками. Но как тогда, так и сейчас представленные выводы были названы Украиной ложными.

Особенно возмущался секретарь украинского Совета национальной безопасности Александр Турчинов. Хотя, казалось бы, к чему такая истерика, если все это неправда.

"Сегодня российское руководство запускает очередную утку с очередными экспертами. На этот раз из концерна "Алмаз-Антей", в котором за уши притягивают лживую экспертизу на основе "экспертных выводов, обнародованных в СМИ" о том, что в очередной раз нашли в этом деле украинский след", - заявил Александр Турчинов.

Многие эксперты сходятся во мнении, что выводы корпорации "Алмаз-Антея" наиболее близки к действительности. При этом не исключаю, что во время атаки на малайзийский "Боинг" параллельно могли применять и авиацию.

"На учениях мы создавали разные ситуации, когда авиация отрабатывала, уходила и зенитно-ракетные войска выполняли до конца боевую задачу. Если командование было не уверенно, что цель достигнута, и мишень может быть сбита, авиация делала пуски для пущей надежности, последовательно пускали зенитно управляемые ракеты. Такие методы и такие способы ведения боевых действий имеются. Они не новые, об этом знают все, это мировая практика такая", - отметил заместитель главнокомандующего военно-воздушными силами с 2003 по 2007 год Айтеч Бижев.

Свой доклад российская военная корпорация уже направила международной комиссии, ведущей расследование. В свою очередь, Следственный комитет России тоже готов поделиться наработанными материалами. Вот только будут ли эти данные востребованными? Пока к ним никто интереса не проявил.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей