Вспоминаем Александра Демьяненко. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 30.05.2017
Трудно быть лицом эпохи. Эпоха давно закончилась, но никуда от себя не отпускает. Именно такой казус случился с Александром Демьяненко. «Вечный Шурик» нашего кино. Конечно, этот персонаж ему мешал. Шли годы, артист стал седым, но люди по-прежнему говорили: «Шурик идет».
Как-то получилось, что прекрасная эпоха шестидесятых ассоциируется у нас именно с трогательными очкариками, вечными героями артиста Демьяненко. Он играл финансовых работников, студентов, архитекторов, даже милиционеров, но все они были интеллигентами. Иногда недотепами. Всегда с мягкими учтивыми манерами. И очень похожими на него самого.
Он был серьезным актером. И характер имел спокойный, тихий. Стеснялся своей популярности. Больше всего на свете ценил тишину, домашний уют и хорошие книги, на которые не жалел никаких денег. У него не очень складывалась жизнь в театре. Звали переехать из Ленинграда в Москву, но он не хотел и не умел решительно менять жизнь. Самый героический поступок совершил в 37 лет. Встретил на «Ленфильме» женщину – режиссера дубляжа, полюбил ее и оставил первую семью. Ушел с одним чемоданом.
Он не был борцом, и когда новый главный режиссер сказала, что не видит Демьяненко в своем театре, спорить не стал. Играл в антрепризах. Занимался дубляжом. Кроме Шурика Демьяненко остался в истории кино еще и хрипловатым голосом, котором говорили Донатас Банионис, Омар Шариф, Роберт Де Ниро и много кто еще.
Он всегда говорил, что совершенно не похож на Шурика. Никакого лукавства тут не было: он, действительно, так считал. Хотя имя, очки, манеры и все остальное подсказывало, что Александр Сергеевич не очень прав. Просто он становился старше и старше, а Шурик всегда оставался молодым. Вечно молодым.