Как строят ледокол. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 27.05.2016
История любого корабля и судна начинается в цехе. Масштабы помещения исполинские. Все начинается с листов металла. Роботы-резаки вырезают будущие детали ледокола. Магнитные подъемники перевозят нарезанные фигуры к рабочим, которые вручную обрабатывают каждую плоскость заготовки шлифмашинками. Чтобы сварочный шов потом был герметичным.
Иногда, чтобы доставить готовую деталь до другого цеха, требуется целый день. Перевозят детали на специальных платформах. Перо руля весит 58 тонн. И это немного для судна подобных размеров. Перо быстро доставят на стапель. Здесь уже стоит почти достроенный корпус ледокола. Корабль собирают как конструктор из мелких деталей. Сейчас на «Арктику» устанавливают гребные валы. Гигантские цилиндры, соединяющие двигатели с винтами. Каждый весит больше полсотни тонн. На то, чтобы вставить их на места, уходит несколько суток.
Совсем скоро строители затопят док. Корпус «Арктики» под своим весом съедет в Неву по стапелям. Уже на воде на него установят реактор и надстройку с капитанской рубкой. Поставить все сразу нельзя. Ни один стапель в мире не выдержит такой вес. Ледокол уникальный, поэтому на нем много оборудования. «Он обладает двойной осадкой: рабочая осадка — 10,5 метров, за счет сброса балласта осадка уменьшается до 8 метров, — рассказал руководитель проекта „Универсального атомного ледокола“ Сергей Черногубовский. — Может работать как при проводке на больших глубинах в Арктике, так и в устьях рек».
В корабли поменьше двигатели вставляют еще в цеху. Например, как в корвет «Гремящий», который строят на заводе «Северная верфь». Занимается этим… женщина. Крановщица Валентина Котова говорит, что если на флоте слабому полу не рады, то на верфи, наоборот, — доверяют самую ответственную работу. При спуске судна на воду главную роль тоже играет женщина. У каждого корабля есть крестная мать. Именно она разбивает бутылку о борт, а ее фотография висит в капитанской рубке до последнего дня жизни судна.