Фильмы и Сериалы

Все о фильмах и сериалах на Первом канале
5 причин посмотреть фильм «Собибор»
6 июня 2018
На Первом большая премьера — фильм Константина Хабенского о единственном в истории удавшемся побеге из концентрационного лагеря. Какая история легла в основу фильма, кто исполнил главные роли и почему эта картина — редкость для российского кино, читайте в материале 1tv.ru.
Смотрите военную драму «Собибор» 14 июня после программы «Время»

Режиссерский дебют Константина Хабенского

Заслуженный артист России Константин Хабенский — любимец зрителей, критиков и коллег по цеху. В активе актера премия «Ника» за фильм «Географ глобус пропил» и по три главных приза «Кинотавра» и «Золотого орла» — за фильмы «Бедные родственники», «Статский советник», «Адмиралъ», «Коллектор» и «Географ глобус пропил». Хабенский не так часто снимается в сериалах, но каждая его роль на телеэкране — событие. Стоит вспомнить только нелюдимого следователя Меглина в «Методе» и одного из лидеров русской революции Льва Троцкого в одноименном сериале.

Получив признание как актер Хабенский впервые попробовал себя в режиссуре. Первоначально он участвовал в проекте «Собибор» как исполнитель главной роли, но продюсеры увидели именно в нем человека, способного лучше всех снять эту историю, и убедили в этом самого актера. В качестве художественного руководителя проекта новоиспеченному режиссеру помогал Андрей Малюков, постановщик «Григория Р.», «Мосгаза» и «Диверсанта»

Константин Хабенский

В какой-то момент я почувствовал, что мне хочется взглянуть на всю эту историю в целом, «сверху», понять, как соотносятся между собой разные линии, как они объединяются в общий узор. Я работал с замечательными режиссерами, знаю, как они подходят к этому процессу. Важную роль сыграла и тема — о войне снято много фильмов, но историю людей в лагерях смерти в нашем кино показывали не так часто.

 

Мария Кожевникова

Меня больше всего поразил Костя Хабенский. Несмотря на то, что Косте было непросто работать на этом проекте, мне хочется, чтобы он и дальше продолжал снимать. Он просто удивительно работает с актерами: очень тихо, так, чтобы кроме тебя никто не слышал, четко — в двух-трех словах объясняет, что он от тебя ждет. С ним работать — одно удовольствие, если можно употребить это слово по отношению к картине этой тематики. 

Константин Хабенский рассказывает Ивану Урганту о том, как согласился стать режиссером

Редкий российский фильм о холокосте

Великая Отечественная война — один из главных поводов для гордости и патриотизма, а День Победы — главный праздник страны. Фильмы о войне занимают особое место в российском кинематографе, их всегда снималось много и лучшие из них получали заслуженное признание. Однако тема холокоста поднималась в советском, а затем и в российском кино очень редко. «Собибор» важен еще и поэтому, как возможность обдумать и переосмыслить важнейшую составляющую войны, которая затронула и жителей Советского Союза. 

Константин Хабенский

Тема нацизма, геноцида будет, увы, актуальна всегда. Мы видим, что люди ненавидят и убивают друг друга за «неправильный» язык, вероисповедание, цвет кожи, разрез глаз. Нацизм — предельная степень сгущения зла, сопротивление такому абсолютному злу как раз и порождает беспримерные образцы героизма, остающиеся в веках. Из таких героев был Александр Печерский.

«Я могу все организовать, но повести за собой людей я не смогу». Собибор. Анонс
Российские и советские фильмы о Холокосте

«Рай» (2016)

Рейтинг IMDb — 7,1

За этот фильм Андрей Кончаловский был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале.

Русская аристократка-эмигрантка Ольга попадает под арест за то, что прячет еврейских детей. Ее дело ведет коллаборационист Жюль, который готов смягчить наказание в обмен на интимную связь. Однако Ольга все равно попадает в концлагерь, где встречает офицера СС Хельмута, который давно и безнадежно влюблен в нее. У них начинаются болезненные отношения, и Хельмут предлагает Ольге бежать вместе с ним.

«Помни имя свое» (1974)

Рейтинг IMDb — 7,5

Совместный советско-польский фильм Сергея Колосова с Людмилой Касаткиной в главной роли. Основан на реальной истории русской матери, разлученной в «Освенциме» со своим сыном. Пережив все ужасы фашистского концлагеря, она спустя годы находит сына в Польше, где тот живет в приемной семье под другим именем.

Киноальманах «Свидетели»

«Свидетели» Константина Фама — драма, состоящая из трех отдельных новелл, каждая из которых претендовала на «Оскар» в категории «Лучший игровой короткометражный фильм». Единая концепция фильма — взгляд на ужасы Холокоста сквозь призму простых вещей, а не человеческих историй.

«Туфельки» (2012)

Рейтинг IMDb — 7,4

Первая новелла цикла рассказывает историю пары женских туфелек, которая начинается в 1930-х годах в витрине магазина и обрывается в братской могиле концлагеря «Освенцим».

«Брут» (2016)

Рейтинг IMDb — 7,9

Во втором фильме события показаны от лица собаки. Немецкую овчарку Брут разлучают с хозяйкой и из питомника отправляют в качестве сторожевой собаки в концлагерь. Там Брут из безобидного домашнего питомца превращается в собаку-убийцу.

«Скрипка» (2017)

Рейтинг IMDb — ?

В центре третьей истории — музыкальный инструмент, прошедший через все ужасы войны. История начинается в скрипичной мастерской Нюрнберга и заканчивается спустя сто лет у Стены Плача.

<p><br></p>Изображение © Cinema Production, Фетисов Иллюзион


Реальная история удивительного подвига

Лагерь смерти Собибор, находившийся на юго-востоке Польши, действовал с мая 1942 по октябрь 1943 года. За это время там было убито около 250 тысяч евреев. В лагере неоднократно были зафиксированы попытки неповиновения, а 14 октября 1943 года здесь произошло единственное успешное восстание заключенных нацистских концлагерей. Около четырехсот узников лагеря под руководством лейтенанта Красной армии Александра Печерского и сына польского раввина Леона Фельдхендлера смогли убить охранников, прорваться через минные поля, окружавшие Собибор, и уйти в лес. В мятеже приняли участие три четверти заключенных, около 80 погибли при побеге, все оставшиеся в лагере были казнены, а многие из сбежавших впоследствии найдены и расстреляны. До конца войны дожили лишь около 50 участников восстания, в том числе Александр Печерский.

Глеб Фетисов

продюсер

Мы хотели рассказать в фильме эту эпическую и захватывающую драму. О жизни на пределе, о преодолении непреодолимого. Как самые обычные люди становятся титанами. У них не было ни единого шанса против профессиональных матерых убийц. Но они победили.

<p><br></p>Изображение © Фетисов Иллюзион, Cinema Production


В основу «Собибора» легла книга воспоминаний «Александр Печерский: прорыв в бессмертие». Автор-составитель книги, председатель правления Фонда Александра Печерского, Илья Васильев выступил креативным продюсером картины, а сотрудники фонда работали консультантами фильма. Тем не менее, «Собибор» — в первую очередь художественный, а не документальный фильм.  

Константин Хабенский

Важно не переборщить с погоней за правдоподобием. Мы знаем, как это было, как могло быть, а дальше уже включается наша фантазия, без которой не может быть художественного фильма. Да, мы стараемся предельно бережно обходиться с исторической правдой, но это, разумеется, не значит, что все реплики в фильме должны иметь документальную основу. Печерский, его товарищи и антагонисты не были такими, но они могли бы быть такими, исходя из логики их характеров и из логики исторических обстоятельств. Это даже важнее, чем внешнее правдоподобие.

Константин Хабенский о фильме «Собибор»

Мультикультурный актерский состав

История восстания узников концлагеря — универсальна. Именно поэтому у создателей проекта изначально была идея собрать максимально международную команду. В фильме говорят на пяти языках: русском, немецком, польском, голландском и идише. Рабочими на площадке были русский и английский.

Константин Хабенский

Тут есть один момент. Зритель видит людей, говорящих на разных языках, из разных стран, с разным жизненным опытом и понимает, как трудно было Печерскому весь этот вавилонский муравейник объединить, превратить, по сути, в небольшую армию. Это титанический труд, уверенность в себе, харизма, ярость — все то, что зритель должен почувствовать в Печерском.

В актерском ансамбле есть звезда международного масштаба — Кристофер Ламберт, который сыграл начальника лагеря Карла Френцеля. 

Константин Хабенский

У него такой взгляд волка, злого и одновременно немного растерянного. Как нас учили, актер должен оправдывать своего персонажа, и Кристофер старался оправдать своего. Мы нашли несколько уязвимых и понятных зрителю моментов в его истории, чтобы объяснить, почему он оказался на стороне тех, кто уничтожает людей. Но при этом как бы его персонаж ни крутился, оправдания этим людям нет. Есть мимолетное понимание того, что да, действительно, судьба сыграла с ним злую шутку, но все равно у него был выбор. И все это Ламберт сумел передать своей игрой.

<p><br></p>Изображение © Фетисов Иллюзион, Cinema Production


В других главных ролях появились артисты из Швеции (Фелисе Янкель), Литвы (Дайнюс Казлаускас), Польши (Михалина Ольшанска, сыгравшая в скандальном фильме «Матильда»), Швейцарии (Филипп Рейнхардт), Германии (Дирк Мартенс, Максимилиан Дирр), Австрии (Вольфганг Черны). Из российских актеров зрители узнают Гелу Месхи («Сын отца народов», «Волчье солнце») и Марию Кожевникову («Батальонъ», «Склифосовский»).

Константин Хабенский

Мы понимали, что история этого восстания из тех, которые могут быть понятны любому человеку в мире, где бы он ни жил. И значит, наш проект должен быть международным.

Уникальные декорации

За кадром также собралась команда, представляющая сразу несколько стран: оператором-постановщиком стал известный литовский мастер, член Европейской киноакадемии, обладатель многих престижных наград Рамунас Грейчюс, художником-постановщиком — его соотечественница Юргита Гердвилайте. Именно она координировала строительство масштабной декорации лагеря, служившей местом действия.  

Эльмира Айнулова

продюсер

Хотя немцы и снесли лагерь после восстания в надежде скрыть следы своих преступлений, но тайное всегда становится явным... Благодаря специалистам Фонда Александра Печерского нам удалось познакомиться с десятками планов, чертежей и макетов, созданных как бывшими узниками, так и служившими там эсэсовцами. Мы познакомились с теми подробными описаниями лагеря, которые сохранились в материалах уголовных дел над охранниками Собибора. Все это дало нам богатый материал для работы. Реквизит, технику, оружие мы собирали буквально со всей Европы, очень тщательно воссоздали поезд, который привозит узников в Собибор, взяли в аренду несколько старых машин.

<p><br></p>Изображение © Cinema Production, Фетисов Иллюзион


В подготовке фильма в качестве консультантов были задействованы специалисты Фонда Александра Печерского Юлия Макарова и Михаил Эдельштейн и члены археологической команды, которая долгие годы вела раскопки на месте Собибора. Создатели картины читали воспоминания узников лагеря, изучали архивные документы, общались с потомками Александра Печерского — его дочерью Элеонорой Гриневич и внучкой Натальей Ладыченко. 

Константин Хабенский

Мы стремились к максимальной достоверности во всем — в каждой детали, каждом кадре, понимая, что если не будет этой внешней убедительности, то и разговор со зрителем о добре и зле состояться не сможет.

<p><br></p>Изображение © Cinema Production, Фетисов Иллюзион


Режиссер: 

Константин Хабенский


Сценарий: 

Константин Хабенский при участии Александра Адабашьяна, Анны Чернаковой, Ильи Васильева, Андрея Назарова


В ролях:

Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Михалина Ольшанска, Филипп Рейнхардт, Мария Кожевникова, Фелиция Янкель, Дайнюс Казлаускас, Гела Месхи, Сергей Годин, Роман Агеев


Закадровый текст: 

Сергей Бурунов


Оператор: 

Рамунас Грейчюс


Композитор: 

Кузьма Бодров


Производство: 

Cinema Production, «Фетисов Иллюзион» при поддержке Фонда Александра Печерского, Россия, 2018

Смотрите военную драму «Собибор» 14 июня после программы «Время»
Комментарии загружаются