В Каннах показали картину Константина Хабенского «Собибор»
«Собибор» — историческая драма про единственный за всю войну успешный побег из нацистского лагеря на территории Польши. Остановить машину смерти тогда решился советский офицер Александр Печерский, спасший сотни узников. Работу увидели в рамках международного кинорынка, и интерес к ленте огромный.
В очереди в кинозал — кинокритики и закупщики. Фильмы смотрят холодным взглядом, профессиональным.
История восстания, единственно успешного в лагере смерти. Остановил конвейер смерти и спас узников советский лейтенант Александр Печерский. На месте страшных событий — мемориал. Его решили обновить, но к проекту Россию не подпускают — такова позиция Варшавы.
«Впечатляюще. Порой смотреть было тяжело. Я знал историю, я знал, что им удастся сбежать из лагеря, но я все равно переживал. Очень реалистично», — говорит закупщик из США Джо Амодей.
«У нас была и выставка о Собиборе. Так что, люди будут ждать фильм. Мы уже купили его и уверены, что сделали правильно. Мне кажется, эта такая ужасная страница истории. Важно помнить, показывать такие фильмы. Так что мы покажем его у себя дома», — сказал закупщик из Испании Жос Берланга.
«Фильм дошел до людей, которые понимают, что мы сейчас говорим не о той войне, а о сегодняшней ситуации. И Россия выступает с миром. Это очень важно», — сказала глава Роскино Екатерина Мцитуридзе.
Константин Хабенский — режиссер картины, в которой главную роль отдал лагерю смерти, кричащему трагедиями человеческих жизней. Даже если, как Печерский, остался в живых.
«Переход от советского человека к просто человеку, которого интересуют больше колхозно-батальные истории, нежели люди, которые находятся рядом с ним. То есть пятилетка важнее часа, проведенного с близким человеком», — говорит режиссер и исполнитель главной роли Константин Хабенский.
По дневникам узников восстановлено доподлинно. Лагерь смерти и леденящий страх. Картина ужаса соткана: из звуков — звенящий скрип мела, глухой топот сапог надзирателя, из света — ядовитый луч прожектора, густой дым печей, сжигающих людей. Тиканье часов — сердцебиение или счет до десяти — лавина смерти.
«Обычно дубль — и люди как-то отвлекаются, шутят, общаются. А на этой съемочной площадке боялись даже друг с другом разговаривать», — вспоминает актриса Мария Кожевникова.
«Шок. Шок от декораций, от атмосферы. Я даже задавал себе вопрос, а декорации ли это», — говорит актер Гела Месхи.
Как и в лагере, в фильме говорят на русском, польском, украинском, немецком. Чтобы найти общий язык, пришлось найти общий взгляд. Кристофер Ламберт зверя с волчьим взглядом видел иначе, пытаясь если не оправдать, то объяснить.
«Я очень четко увидел во всем этом желание попытку выйти сухим из воды и вытащить своего персонажа, начальника лагеря, незапятнанным человеком, несчастным. Я прекрасно понимал его намерения. Но мой генетический код и его генетический код не сходятся», — говорит режиссер картины Константин Хабенский.
«Россия, как страна, чей вклад в общую победу над фашизмом был решающим и самым важным. Это страна, к чьему мнению, к чьему разговору на тему войны в Европе всегда будут прислушиваться», — отметил кинокритик Антон Долин.
Ровно 60 лет назад на Каннском фестивале показали «Летят журавли». Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь». Наш фильм о войне, наша боль, наш взгляд. Показ «Собибора» здесь в эти дни стал символическим.