Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
20 ноября 2018, 09:12

Выставка в Пушкинском музее рассказывает о любви Пабло Пикассо к русской балерине Ольге Хохловой

От любви до ненависти — так могла бы называться выставка Пикассо, которая открылась в Пушкинском музее в Москве. Она рассказывает об отношениях великого художника и его жены Ольги Хохловой. Ради нее он даже на время изменил кубизму. Но у этой истории не было счастливого конца.

Бернар Руис-Пикассо внук легендарного художника и его первой супруги, русской балерины Ольги Хохловой. На сундуке ее инициалы после замужества О. P. — Ольга Пикассо. Внутри почти 30 лет под замком была спрятана история любви. Они встретились в Риме. Она танцевала в новом балете «Парад» Сергея Дегялева. Он придумывал костюмы и декорации.

«Начало его совместной жизни с Ольгой было очень поэтическим. Он стал таким светским, благообразным человеком в костюме тройка», — рассказывает директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Ольга хранила фотографии их блистательной парижской жизни рядом с письмами от родных из России. Они остались ни с чем после революции и жили в нищете во время Гражданской войны.

Пикассо очень переживал за жену. В своих работах укутывал ее в мягкие теплые ткани. Писал ее меланхоличной, всегда с грустными глазами. А на картине «Ольга в задумчивости» ее рука лежит так, будто Хохлова только что держала в ней очередное письмо с плохими новостями.

«Она хотела быть узнаваемой на портретах. И Пикассо отходит от кубизма и пишет ее в неоклассическом стиле. Вообще после Первой мировой войны вся Европа жаждала более мирного и понятного искусства», — рассказывает сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусств Альмины и Бернара Руис-Пикассо, внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой Бернар Руис-Пикассо.

Когда у художника и его супруги родился сын Поль, Пикассо воспринимал его как маленького бога. Оттого на полотнах образ матери подобен Мадонне. А ее поза напоминает «Пьету» Микеланджело.

«Эти огромные пальцы, которые словно стремятся согреть, не отпустить, прижать к себе младенца-сокровище. Голова и скованное чуть-чуть тело, которое обвивает его, как тело Титана», — рассказывает старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексей Петухов.

Сейчас в этих залах свет приглушен немного больше обычного. Сама атмосфера очень интимная. Кураторы предлагают будто бы подглядеть за сокровенной частью жизни Пикассо. И вот одна из вещей, которая точно не предназначалась для посторонних глаз — свадебная клятва Ольги и Пабло. Она написана в порыве любви на клочке бумаги. Ключевые слова: «Тот, кто нарушит это обещание, подлежит смерти».

Пикассо обещание нарушил. Своей неверностью и жестокостью он уничтожал Ольгу. Для него она больше не идеал красоты, а сюрреалистическое нечто. И только вытянутые словно в пуантах ноги напоминают о прежнем образе балерины.

Для него самого отношения с женщинами подобны корриде. Они полны агрессии, насилия, боли. Постоянным альтер эго художника становится минотавр.

«Это существо — одновременно и тиран, и жертва. Но посмотрите, какие у него человеческие глаза. Это глаза самого Пикассо», — отмечает хранитель национального музея Пикассо в Париже Эмилия Филиппо.

После разрыва с женой Пикассо единственный раз в жизни на год перестал писать. Ольга осталась одна, так и не дав ему официального развода. И все, что у нее сохранилось, это тот самый сундук с воспоминаниями.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей