В московском «Манеже» открылась выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»
Еще одно событие, приуроченное к празднику. В Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве открылась выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». О трудном пути к победе рассказывают 150 произведений из 34 городов России.
На этой выставке вся судьба поколения победителей. Здесь, на черно-белой хронике они еще молодые фронтовики, на дворе 40-е и впереди еще целая жизнь. и вот уже наши дни, они ветераны, с боевыми наградами отмечают День Победы. Праздник, который в их жизни стал главным.
Краски 30-метровой панорамы «За отвагу» наших современников Виноградова и Дубосарского настолько яркие, словно хотят перекричать прошлое героев картины. Художники-фронтовики в таких парадных тонах не писали. 42 год, Аркадий Пластов изображает осенний пейзаж, кажется, мирный. Но лишь до момента, когда взгляд упирается в удаляющийся немецкий бомбардировщик. И сразу оглушающая контузия. Только тогда замечаешь, мальчик-пастух не прилег отдохнуть. Он убит. «Фашист пролетел», эта картина настолько впечатлила главного на тот момент зрителя — Сталина, что в 43-м он везет ее с собой на Тегеранскую конференцию.
– Было указание повесить ее напротив Рузвельта и Черчилля. И по свидетельству очевидцев, действительно, были шокированы лидеры Великобритании и США, позднее даже появилась такая красивая, может быть, легенда, что в том числе картина Пластова «Фашист пролетел» повлияла на решение открыть Второй фронт, – рассказывает Иван Привалов, научный редактор выставки «Память поколений»
Художник Юрий Пименов сажает зрителя на заднее сидение машины, мчащей по фронтовой дороге. До войны он в этой же манере ездил по Москве, она еще строится, и тяжело представить, что скоро сюда полетят бомбы. Сейчас вокруг руины. Они по всей галерее, обугленные деревни, голые печные трубы на фоне пустого мрачного неба. Но вот, наконец, свет — льется из картины Александра Лактионова. «Письмо с фронта». Эта работа, запечатлевшая реальную сцену в Троице-Сергиевой лавре, получила сталинскую премию. Почти 150 картин, отреставрированных и привезенных со всех концов страны. Хрестоматийных и почти неизвестных. Никакого пафоса, только суровая правда и немой надрыв, так Великую Отечественную изображают художники-шестидесятники, пережившие и войну, и сталинские репрессии, и оттепель, широкими мазками пишут шрамы тех, кто вернулся с фронта, и боль тех, кого на фронт только провожают.
– Ты смотришь на это произведение и ты прекрасно понимаешь, что солдат с войны не вернется, глаза закрытые, и то, что написано на этом лице — это уверенность в том, что его долг — идти, – говорит Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
– Мы отбирали по этому критерию — искренность. Даже если эта картина была в какой-то степени пропагандистской, ну а что тут делать, это война, здесь были многовекторные задачи. Но все равно, если эта искренность присутствует, то эта картина для этой экспозиции, – делится митрополит Тихон/Шевкунов, председатель Патриаршего совета по культуре.
В честь 75-летия Победы выставка «Память поколений» в следующем году отправится в разные регионы. Триумф 9 мая 45-го художники писали с документальной точностью. Кульминация первого победного парада в полотне Михаила Хмелько — солдаты на Красной площади бросают к ногам маршалов символы нацизма, в том числе личный штандарт Гитлера. В глазах брезгливость. На руках перчатки.
– А почему солдаты в перчатках? Да потому, что они не хотели прикасаться вот к этим штандартам, знаменам гитлеровской Германии. Поэтому они были в перчатках, а затем эти перчатки были собраны и сожжены, – объясняет Александр Мясников, главный редактор проекта «Россия – моя история».
Специально для экспозиции в Москву из Санкт-Петербурга доставили икону Святителя Николая. Образ, особый для ленинградцев, перед ним молились во время блокады. Икона будет находиться в Манеже все дни выставки до 8 декабря.