Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
20 декабря 2019, 12:14

Легендарный советский танк Т-34 отмечает свое 80-летие

В эти дни отмечают 80-летие легендарного советского танка Т-34. Его приняли на вооружение в декабре 39-го всего за полтора года до начала Великой Отечественной. Но именно эта машина стала тем самым оружием Победы, символом мощи нашей страны в борьбе с, казалось бы, более подготовленным врагом. 

Во время войны Т-34 сходили с конвейера каждые полчаса, это самый массовый танк Второй мировой. В некоторых странах они в строю до сих пор. Ну а у нас без них не обходится ни один парад.

Небогатая приборная панель. Три рычага, пара педалей. Не помешает физическая подготовка. Передачи порой переключать приходится в три руки.

Испытателем боевых машин Павел Семенов с 18 лет на Уралвагонзаводе. Через его руки вся новейшая боевая техника проходит. Но вот любимица – старенькая 34-ка. Бегает по полигону вот уже 75 лет.

А ведь в ожидании скорой войны разрабатывали Т-34 в авральном режиме. На вооружение в декабре 39-го приняли, не имея даже полноценного опытного образца.

– Главный конструктор убедил в том, что машина будет отвечать требованиям, – говорит Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского КБ транспортного машиностроения Уралвагонзавода.

За свой идеальный танк создатель Т-34 Михаил Кошкин, можно сказать, не на жизнь боролся. На полевых испытаниях серьезно подорвал здоровье. И так и не узнал, что совершил в танкостроении настоящий прорыв.

– Уникальность Т-34 заключается в высоком уровне защищенности, высоких динамических характеристиках подвижности, маневренности, высокой проходимости, все это вместе и сделало эту машину машиной уникальной и признанной всеми сторонами лучшей машиной второй мировой войны, – продолжает Дмитрий Колмаков.

Да, бывало ломался. Это и в кино почти всегда обыгрывается. Но с помощью нехитрых инструментов отремонтировать можно было прямо на передовой.

– Если гусеницы, что такое гусеницу натянуть, когда она слабая, это мы уже знали, это запросто, – рассказывает Борис Пирожков, ветеран Великой Отечественной войны. Свой первый бой Борис Петрович принял еще, не добравшись до фронта. Танки везли по железной дороге. Попали под вражеский налет.

– Я на этой платформе развернул танк и прыгнул. И я, кстати, очень удачно получилось, что я прыгнул и не перевернулся, – вспоминает Борис Пирожков.

С того дня — первая медаль «За отвагу». И признательность машине, с которой пройдет всю войну: «Мы любили это танк Т-34. Любили, потому что настолько он был увертливый, долбанет уже, если в борт попадет, то фрицам мало не покажется. Было и так».

Экипажам скорость и юркость танка позволяла атаковать врага стремительно. Ловко заходить с флангов, уничтожая грозных «тигров» и «пантер». Т-34 буквально взрослел на полях сражений. В первые годы войны его дорабатывали чуть ли не каждый день.

– Нормали, гайки, болты и так далее были сокращены по сравнению с первоначальной технической документацией на 21%. Было выведено огромное количество деталей, без которых можно было обойтись. Трудоемкость изготовления Т-34 была в восемь с половиной раз меньше, чем трудоемкость изготовления «пантеры». Поэтому танки делались в больших количествах, – рассказывает Станислав Шульбин, сотрудник музейного комплекса Уралвагонзавода.

Более шестидесяти тысяч экземпляров всех модификаций. Не только лучший танк Второй мировой, но и самый массовый. В знаменитой Кантемировской дивизии Т-34 и сегодня целый батальон.

Можно дотянуться рукой до командира, ногой до механика-водителя. Зачастую в Т-34 так и осуществлялось общение между членами экипажа. Поскольку при реве работающего двигателя услышать друг друга было практически невозможно.

Однако на место в экипаже вполне еще боевой машины здесь едва ли не конкурс, выбирают лучших из лучших.

– Очень почетно, не каждому военнослужащему в этом полку в этой части предоставляется такая честь, – признается рядовой Никита Познухов.

Пылинки с легендарных танков, конечно, не сдувают, но стараются сохранить каждую деталь.

– Бревно для самовытаскивания абсолютно на всех танках независимо от модификации, – объясняет Аман Беккожин, командир танковой роты.

В отличие от некоторых стран Азии и Африки, где Т-34 до сих пор на вооружении, у этих машин – исключительно патриотическая миссия. Съемки в фильмах и участие в парадах Победы. В нашей стране 34-ке вполне заслуженно обеспечено почетное место в строю.

Читайте также: