Олег Меньшиков закрыл «Горе от ума» на пике популярности спектакля — ради нового проекта
Известный актер и режиссер Олег Меньшиков закончил показ своего спектакля "Горе от ума". Эта постановка входила в пятерку самых дорогих сценических проектов Москвы. Два года спектакль шел при полных залах. В театральной среде говорят, что Меньшиков закрыл "Горе от ума" на пике популярности и сделал это из-за своего нового проекта.
Олег Меньшиков: "Мудрейшие говорят: лучше уйти на пять лет раньше, чем на пять минут позже".
Этой цитатой из безымянных мудрейших за несколько часов до последнего своего выхода на сцену в роли Чацкого Олег Меньшиков успокаивал взбудораженных репортеров. Повод для возбуждения - неожиданный поворот в судьбе его спектакля "Горе от ума". В сентябре 98-го его впервые увидела Москва. Дальше - один-два раза в месяц в течение почти двух лет Меньшиков-Чацкий на сцене столичного театра имени Моссовета. По понедельникам, в выходной день для всех театральных трупп, кроме антрепризных. И каждый понедельник, как в только что прошедшее воскресенье, в кассах театра - билетов нет, у театрального подъезда тесно, а в зале - аншлаг.
Беспрецедентным уже назвали в околотеатральных кругах решение Олега Меньшикова с "Горем от ума" распрощаться. Театральный мир, по крайней мере, российский, давно привык к тому, что любая театральная история умирает собственной смертью. И абсолютно незаметно для зрителя, который к моменту смерти того или иного спектакля уже с трудом представляет, что он такое. На задуманный Олегом Меньшиковым сценический суицид в воскресенье вечером театральная, политическая и прочая элита съезжалась с недоумением и интересом.
К главному своему сюрпризу уже в спектакле Олег Меньшиков добавил еще несколько других. Первый монолог Чацкого, обращенный к Софье, прочли все актеры, занятые в спектакле, каждый по фразе, на прощание. Финальный - зазвучал как отповедь не только глупости, которая каждый ум неизбежно окружает, но еще и злословию театрально-критической части публики, сопровождавшему спектакль почти два года его жизни.
Финалов здесь на этот раз было два. Традиционный, с выходом на поклоны и цветами из зала и обратно в зал. И еще один, на тему Окуджавы и Александра Сергеевича. Правда, не Пушкина, а Грибоедова.
О том, что ум буквально вынужден прощаться с глупостью, и о том, что Чацкому и Меньшикову удалось это сделать красиво, говорили здесь на выходе из зала. Уже ближе к Садовому кто-то заметил: 31-е июля - первый понедельник за последние почти два года, когда в репертуарном плане театра Моссовета "Горя от ума" нет.