Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 августа 2000, 18:46

Вице-адмирал Михаил Моцак сделал официальное заявление о судьбе экипажа атомной подводной лодки «Курск»

Сегодня в 17.00 в специальном выпуске новостей телекомпании РТР передано выступление начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака относительно ситуации с атомной подводной лодкой "Курск", затонувшей в Баренцевом море, и состояния ее экипажа.

МИХАИЛ МОЦАК: "На данный момент, основываясь на результатах осмотров, которые провели наши автономные глубоководные снаряды, нам понятен характер состояния корабля, состояние его прочного корпуса, надстройки, и в общем-то на текущий момент времени ясно, что те огромные разрушения, которые произошли в носовой части корпуса корабля, в том числе связанные с разгерметизацией прочного корпуса, позволяют сделать вывод о том, что это тяжелейшая катастрофа, которую лично я как подводник знаю в истории подводного флота.

По моему мнению, следствие той аварии, которая произошла, как профессионал я могу отдавать сам себе отчет, - в том, что, вероятнее всего, весь носовой блок отсеков подводной лодки затоплен и весь находившийся личный состав в этих отсеках погиб в первые минуты аварии.

Вместе с тем я хочу сказать, что я оцениваю и то, что может происходить сейчас в корме. Исходно после аварии, и об этом мы неоднократно говорили, мы слышали стуки, которые подает личный состав, действуя в соответствии с теми правилами, которые существуют в организации связи с затонувшими подводными лодками. Более того, характер анализа этих стуков позволяет сделать вывод о том, что личный состав кормовых отсеков сообщал нам о том, что в отсеки поступает вода фильтрационная, и что он просил подать воздух. Что по этому поводу я могу сказать, причина - возможное поступление воды. Несмотря на то, что мы считаем, что винты подводной лодки не повреждены, это могла быть разгерметизация дейдвудских сальников подводной лодки и фильтрация воды в кормовые отсеки через дейдвудские сальники, как это было на других подводных лодках. Второе, это может быть фильтрация воды через неплотности деформированных или поврежденных переборок при ударе о грунт, вследствие которой происходило медленное заполнение концевых отсеков с повышением давления в них, что неминуемо приводило к сокращению времени нахождения личного состава, к ухудшению его жизнедеятельности и сокращению того предельного времени обеспечения жизни, на которое мы могли рассчитывать.

Возможно, сейчас отсеки находятся под очень высоким давлением, там существуют воздушные подушки, но по существу мы пересекли ту критическую грань обеспечения жизнедеятельности, которую мы отводили по всем руководящим документам для личного состава экипажа. Эта грань по существу пересечена в течение вчерашнего, сегодняшнего и, может быть, завтрашнего дня. Она, по моему мнению, именно такая ситуация.

И более того, я хочу вам сказать, что отсутствие какой- либо информации с подводной лодки позволяет судить о том, что, видимо, критическое состояние личного состава наступило. Как бы ни было это, конечно, тяжело говорить, но, весьма вероятно, нам придется констатировать самое худшее ожидание, в котором мы находимся.

Хотя я считаю, что сутью второго этапа операции, которую мы сейчас проводим, а второй этап операции спасательной это эвакуация личного состава, вернее, так даже скажем: проникновение в подводную лодку и эвакуация личного состава, конечно, является все-таки найти либо живых, либо мертвых для того, чтобы хотя бы осуществить то, что нужно нам сделать на берегу. И мне, конечно, тяжело говорить об этом, потому что я знаю сам этого командира подводной лодки, много лет знаю, потому что я был командующим этой флотилией, я его назначал на должность, я его готовил и провожал в прошлом году в поход, сам с ним ходил в море, проверяя подготовленность этого экипажа. Поэтому то, что заявляется в средствах массовой информации о том, что это один из лучших экипажей, это действительно так.

Конечно, мы должны, во-первых, критически оценить ситуацию и задать себе вопросы: почему мы до сих пор не проникли в корабль. Несмотря на то, что наши аппараты неоднократно подходили к подводной лодке, осуществляли посадку на комингс-площадки аварийно-спасательного люка концевого отсека корабля, но так и не смогли это сделать. Причин тут может быть несколько.

Первая причина - это то, что произошла деформация зеркала комингс-площадки при ударе подводной лодки о грунт. Вторая причина - это то, что, возможно, произошло нарушение систем, обеспечивающих герметичность камеры, в том числе, может быть, кто-либо из подводников пытался выйти из затонувшей подводной лодки с глубины более 100 метров, что в принципе не предусматривается, это я вам говорю как профессионал и ответственно в ответ на истерию, которая идет по отдельным телевизионным каналам о том, что они могли всплыть, они там подводники, они там в состоянии, они готовятся. Выход из подводной лодки с глубины более 100 метров обеспечивается только с помощью аварийно-спасательной службы флота путем подачи на подводную лодку специальных баллонов. В нормальных условиях те системы всплытия, которые есть на корабле, обеспечивают самостоятельный выход по буйрепу либо самостоятельным свободным всплытием только с глубин до 100 метров. Возможно, кто-то пытался осуществить подобный выход и произвел разгерметизацию этой камеры. Мы, может быть, качаем воду и наши попытки осуществить присасывание потому и заканчиваются таким неудачным образом.

Поэтому очень важно, скажем, руками водолазов- глубоководников, пощупать эту арматуру, привести, может быть, ее в исходное состояние, посадить колокол и войти в отсек подводной лодки. Мы будем пытаться до последнего, до прихода норвежцев и англичан в район, решать эту задачу, но на текущий момент времени мы на 80-90 процентов сводим все версии к двум, возможно, с подверсиями и, возможно, с имеющейся взаимосвязью.

Первое, весьма вероятно, что первоначальной причиной аварии подводной лодки явился сильный динамический удар. Причин сильного динамического удара может быть несколько. Первая причина - это столкновение с каким-либо объектом, и мы рассматриваем самые разные варианты. Второе - взрыв внутри отсека подводной лодки. Причем взрыв, который привел, вернее так будем говорить - первоначальная ситуация привела к разгерметизации прочного корпуса и быстрому заполнению отсека. И третье - это мина времен Второй мировой войны, хотя некоторые считают, что это маловероятно. Но я официально говорю вам, что в период с 1992 по 1999 год в акватории Баренцева моря нами зафиксировано шесть мин времен Второй мировой войны, последнюю - в сентябре прошлого года. Поэтому я не сбрасываю это со счета. Особенно с учетом того, что оцениваемый тротиловый эквивалент первого взрыва - не более 100 килограммов тротила. На подводной лодке боезапас такого минимального тротилового эквивалента не имеет. Второе, вследствие большого поступления воды, интенсивного заполнения первого и, возможно, второго отсека, подводная лодка стремительно потеряла продольную остойчивость и с большим дифферентом, на большой скорости ударилась о грунт, что могло привести к детонации торпедного боезапаса, находившегося в торпедных аппаратах. По тротиловому эквиваленту это может соответствовать тому, что заявляют средства массовой информации.

Вот 80-90 процентов версий, которые вмещают в себя возможную причину этой катастрофы. Но я подчеркиваю, что есть еще не проработанные варианты, подварианты, версии и подверсии, над которыми будем работать. Мы работаем над этой ситуацией тоже с первого дня. И соответствующие задания, указания по разработке проекта подъема уже даны. Я понимаю, что это будет достаточно длительная перспектива".

Читайте также: