Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 мая 2000, 23:54

Как журналисты СМИ, входящих в «Медиа-Мост», защищают его интересы

Обыски в Медиа-Мосте дали повод журналистам холдинга говорить о начале наступления на свободу слова и о прямом давлении на средства массовой информации, находящиеся в оппозиции Кремлю. Правда, аргументы, используемые в этой дискуссии, на взгляд профессионалов, оказываются весьма уязвимыми для критики. В том числе и телевизионной. В роли телекритика - Вадим Мекертычев.

Критика есть разная. Театральная, музыкальная, кинокритика. Этим, в большинстве своём, занимаются газеты и журналы. Мы сегодня хотим вам предложить телекритику. Даже не столько критику, сколько телевизионную рецензию последней программы Евгения Киселёва "Глас народа". И вот почему.

"Глас народа" превратился в инструмент политической борьбы и потому весьма интересен для рецензии. Телевизионной. Подчёркиваю.

Мы не собираемся критиковать работу журналистов НТВ. Мы хотим, на примере последней программы Евгения Киселёва, проанализировать приёмы телевизионной политической борьбы.

Тем более, что Киселёв делает главный упор на свободу слова. То есть, зон, закрытых для критики, не существует. И - никаких исключений. Итак, последний раз "Глас народа" прозвучал в эфире НТВ шестнадцатого мая и был посвящён свободе слова, на которую, якобы, покусились ФСБ и Генеральная прокуратура, проведя обыски в офисах службы безопасности "Медиа-Моста". Это - предисловие. Теперь о приёмах телевизионной политической борьбы.

Приём первый - подмена понятий, названий и имён. Судя по названию программы, своё мнение о произошедшем должен был высказывать тот самый народ, именем которого, надо думать, программа и названа. На самом деле, народу слова не дали. Вот портретная галерея выступавших шестнадцатого мая. Михаил Бергер - главный редактор газеты "Сегодня". Некто Ярошевский - зам. главного редактора "Общей газеты". Адвокат холдинга "Медиа-Мост" Павел Астахов. Генеральный секретарь Союза журналистов Яковенко. Тот самый союз, который, по просьбе мэра Москвы, лишил нашего коллегу Сергея Доренко звания журналиста. Евгений Савостьянов, возжелавший одно время стать президентом России и активно поддержанный в своей инициативе "Мостом". Корреспондент все той же "Общей газеты" Петровская. То есть, говорили и высказывались те, кто очень тесно, в финансовом отношении, связан с группой "Медиа-Мост". Правда, ни Петровской, ни Савостьянову слова так и не предоставили. То ли доверия не внушают, то ли правда время в эфире закончилось. А вот точку зрения не принадлежащих "Мосту" журналистов и изданий никто не узнал. Как сказал мудрец, жаль, что нам так и не удалось услышать начальника транспортного цеха. Да этого, в принципе, никто и не хотел. Ибо здесь вступает в дело следующий приём: подмена по существу. Цитата из Киселёва.

Евгений Киселёв: "Это же налёт..."

Вот так просто, на раз-два, государство обвинено в противозаконных действиях. Теперь, по порядку. Во-первых, налёт, если кто не знает, уголовно наказуемое деяние. Во-вторых, когда вам на входе сразу и вежливо показывают ордер - это уже обыск. И вы его заслужили.

Самый яркий пример подмены по существу - дело жены столичного мэра Елены Батуриной.

Когда деятельностью ее фирмы заинтересовалась налоговая полиция, Батурина тут же заявила, что государство таким образом пытается надавить на мэра Лужкова. Ещё один пример. Одна моя знакомая журналистка - по совместительству, жена известного политика. Так вот, как только с мужем что-то случается, она тут же заявляет, что это - нарушение свободы слова. Если неприятность у неё самой, реакция на раздражитель следующая: вы, через меня, пытаетесь дискредитировать моего мужа. Киселёв делает то же самое. Обыски, напомним, производили в службе безопасности. Каким образом это могло повлиять на работу НТВ или газет и журналов, принадлежащих "Мосту", не понятно. Газеты как выходили, так и выходят. Вещание канала не прекращалось.

Следующий приём называется "напугать аудиторию".

Участник передачи: "Почему в масках и с автоматами..."

Объяснение этому весьма простое. В службе безопасности "Медиа-Моста" работают около полутора тысяч человек, которым разрешено ношение огнестрельного оружия. А при проведении подобных операций всегда готовятся к худшему. Тем более, что во время обыска было изъято семьдесят пистолетов и девять помповых ружей. Теперь о масках. Телевизор смотрят все. Включая тех, кто не дружит с Уголовным кодексом. Зачем подвергать своих сотрудников неоправданному риску. Представьте, боец, мелькнувший на экране без маски, будет узнан где-нибудь на улице или в общественном транспорте. Хорошо, если дело закончится банальным оскорблением.

А вообще, проводя рецензию "Гласа народа", мы пришли к выводу, что подмена, любая подмена, весьма характерный приём для НТВ.

Вот кадры, показанные в программе "Сегодня". Сюжет о том, как солдаты воруют боеприпасы, в то время как армия проводит антитеррористическую операцию в Чечне.

Всё бы хорошо. Но это кадры трёхлетней давности, причём снятые оператором программы "Время". И к сегодняшним событиям на Северном Кавказе они не имеют никакого отношения.

Следующий приём. Сарказм и этакая злая ирония. Приём хорош тем, что не называя никаких фактов, можно изначально унизить и оскорбить своего оппонента. Цитата из программы, почему представители ФСБ не приняли участие в обсуждении.

Евгений Киселёв: "Они ответили странным письмом, где клянутся и божатся стоять не защите свободы слова. К тому же, три статьи Уголовного кодекса… Письмо подписано ЛАрюшкиным, или ЛарЮшкиным - не знаю, где ударение ставить..."

Правда, очень удобно? Сознательно, хоть и на менее, чем полстраны, в прямом эфире исковеркать фамилию человека. Теперь об упомянутых Киселёвым статьях Уголовного кодекса. Вы заметили, что он не удосужился объяснить, ЧТО это за статьи. Мы пробел восполняем. Статья сто тридцать седьмая Уголовного кодекса - нарушение неприкосновенности частной жизни. Сто тридцать восьмая - нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. И, наконец, статья сто тридцать девятая - нарушение неприкосновенности жилища. Это те самые статьи Уголовного кодекса, которые, по версии ФСБ и Генпрокуратуры, нарушила служба безопасности "Медиа-Моста".

Ещё цитата из программы.

Евгений Киселёв: "Что мы писали о КГБ? Ничего. О Генпрокуратуре? Только хорошее. Как о покойниках. Либо ничего, либо хорошо..."

Блестяще. Вот только если бы Киселёв оглянулся на своё недавнее прошлое и прошлое НТВ, шутка вряд ли бы удалась. Потому как ирония в отношении спецслужб получилась несколько однобокой. Киселёв как-то вдруг забыл, что поддерживаемый НТВ в предвыборной кампании Евгений Примаков руководил Службой внешней разведки. Да и сам Евгений Киселёв три года преподавал в Высшей школе КГБ. А теперь цитата из книги бывшего главного телохранителя Бориса Ельцина Александра Коржакова: "Я увидел фотографию, она было вклеена в дело, с неё на меня смотрело хорошо знакомое, целеустремлённое лицо Евгения Киселёва. Оказалось, что "Алексеев" - это конспиративная кличка популярного телеведущего. Я навёл справки, и мне подтвердили, что дело агента Алексеева существует, но в последнее время тот настойчиво намекает, что хочет отказаться от сотрудничества". Конец цитаты. Поиронизируем вместе?

И ещё два выходца из КГБ, оказывающие помощь НТВ.

Евгений Киселёв: "Должен вам заметить, что Филипп Денисович Бобков работает у нас консультантом в аналитическом отделе, как и Евгений Савостьянов работал консультантом одно время".

Вот эта фраза "одно время" очень важна. Потому что сегодня, видимо, Савостьянов с этой должности уволен. Не оправдал надежд. Ну, не смог он стать президентом. Хотя идея, сама по себе, просто замечательная. Представляете, собственный консультант в ранге главы государства. Кстати, в своё время Евгений Савостьянов возглавлял московский отдел тогда ещё ФСК. Ещё один консультант, пока действующий, - Филипп Бобков. Как-то не захотел Евгений Киселёв поведать зрителям КТО такой Бобков. Филипп Денисович Бобков, первый заместитель председателя КГБ СССР, генерал армии. В совсем советские времена возглавлял пятый отдел КГБ. Отдел, работавший с диссидентами. Иными словами, Бобков уже тогда был главным консультантом СССР по борьбе с инакомыслием. Его главное достижение той жизни - он лично выслал Александра Солженцина из страны. И вот парадокс. Сегодня Солженицын частый гость на НТВ. Видимо, по знакомству.

Дальше. Следующий приём телевизионной политической борьбы, использованный Киселёвым в "Гласе народа" - передёргивание.

Евгений Киселёв: "Сменится хозяин и он приведёт своих журналистов… Уволят Киселёва, придёт Пупкин и это будет уже не НТВ…"

Ну, не надо так трагично. Совсем недавно из НТВ уволился Олег Добродеев - создатель этого самого НТВ и руководивший им семь лет. Но НТВ не развалилось и осталось тем же НТВ, только без Добродеева. Посему, Евгений Киселёв защищает не столько телеканал, сколько свои интересы. Он не просто генеральный директор НТВ. Он один из его крупных акционеров. Именно поэтому, высказывание Киселёва не что иное, как защита своей собственности. Если Киселёв будет уволен, о нём очень быстро забудут. А вот НТВ как вещало, так и будет вещать дальше. Есть надежда. И не надо смешивать возможность лишиться спокойной старости с угрозой свободе слова.

Продолжая разговор о методах последней программы "Глас народа", мы нашли ещё один. Метод заманивания людей на программу.

Помните историю о найденных в подвале дома в Рязани мешков с сахаром. Буквально на следующий день, ФСБ выступило с заявлением о проведённых в городе учениях. И извинилось перед жителями.

И тогда у руководителей одной из программ на НТВ родилась идея заставить людей подать коллективный судебный иск на ФСБ. Чтобы придать программе антураж достоверности, было решено привезти в Москву жителей того самого дома, в подвале которого и нашли сахар. Заманить решили самым простым способом, попутно объясняя что и как говорить…

И, наконец, последний метод Евгения Киселёва сделать всё в свою пользу. Это - метод работы с теми, кто представлял противоположную "Гласу народа" точку зрения. Таких в студии было двое. Главный редактор "Независимой газеты" Виталий Третьяков и представитель ЛДПР Алексей Митрофанов. Вот ещё один отрывок из программы.

Алексей Митрофанов: "Я представляю здесь тех людей и политических работников, которые поддерживают действия официальных властей против "Моста". Поддерживают...

Евгений Киселёв (перебивает): "Естественно, что мог ещё сказать член ЛДПР Алексей Митрофанов..."

Вот так - грубо. Не то говорит человек, и сразу, бах, Киселёв навесил Митрофанову ярлык. Член ЛДПР. А какая разница, кто этот человек с противоположной точкой зрения? Несколько напоминает старый, испытанный принцип: "Кто не с нами, тот против нас".

Главному редактору "Независимой" повезло больше. На Виталия Третьякова ничего не вешали. Зато Киселёв его бесконечно прерывал, не давая закончить выступление.

Виталий Третьяков: "И вот я считаю..."

Евгений Киселёв (прерывая): "Ну, скажите..."

В итоге, Третьякову больше так и не дали выступить. Хотя Киселёв лично обещал главному редактору "Независимой газеты" участие в споре. Обещал, но сделал так, как сделали коллеги Киселёва с жителями дома в Рязани. Только в отличие от той программы, ведущий "Гласа народа" честно объяснил, почему он обманул Третьякова.

Евгений Киселёв: "Не делайте такие глаза, Виталий Тоивич, вы уже всё сказали сегодня".

Зато все остальные говорили без ограничений. На них рамки прямого эфира не распространялись. В итоге, Виталий Третьяков оказался один против всех тех, кто финансово, а значит кровно заинтересован в том, чтобы обыск в службе безопасности "Моста" и угроза свободе слова слились воедино. И всё же, как ни старались руководители "Гласа народа", идеологический неверный прокол расставил все точки в программе. Постарался зам. главного редактора "Общей газеты" Ярошевский.

Ярошевский: "Виталий Тоивич представляет здесь пятьдесят два процента проголосовавших за Путина, а мы - сорок восемь процентов проголосовавших против или вообще не пришедших на выборы".

И наступила ясность. Путина избрал народ. Большинством голосов. Выбор народа лучше уважать. Это и есть свобода слова и демократия, которую так ревниво отстаивает Киселёв. Но зам. главного редактора "Общей газеты" всё испортил. Собравшись духом и одним махом, он возвёл НТВ в громкоговоритель меньшинства. Обиженного и агрессивного. Что же вы наделали, заместитель...

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей