Война и мир на картинах Надежды Черниковой, которая видела Сталинградскую битву
Считанные дни остаются до 65-летия победы в Сталинградской битве - переломном этапе Великой отечественной войны. В городе на Волге живет женщина, которая во время ожесточeнных боeв, как солдат, не выпускала из рук своe оружие - кисть. Еe цветная хроника донесла до нас руины, дым пожаров, разрушенный, но не сдавшийся город.
Репортаж Елены Пич.
Ей самой уже за 90, но до сих пор не верит, что с тех памятных дней прошло 65. Так же, с этюдником на плече, в августе 42-го, Надежда Черникова приходила сюда, на берег Волги. Мама и маленькая дочка оставались в бомбоубежище. Взрывы превращали улицы в руины. Но художница каждый день писала с натуры свой город. Муж, тоже художник, ушел на фронт. И ей, только что окончившей художественное училище, казалось, что только она может и должна написать историю этих страшных дней. Бои уже шли на подступах к Сталинграду. Фашистские самолеты каждый день сбрасывали бомбы. Город горел, и все, кто выжил, шли к реке, надеясь переправиться на безопасный левый берег.
Надежда Черникова, художник: "Я говорю: "Подождите! Я должна закончить". Люди говорили: "Ненормальная какая-то. Надо переправляться, а она стоит!" Это только видеть надо было, а вообразить не возможно. Вы можете вообразить, что сплошной огонь был, и вы по этому огню ходили".
В студии, среди своих работ она и сейчас как в горящем Сталинграде. На одной, написанной совсем недавно - самый страшный день. Надежда Черникова словно все 65 лет собиралась с духом рассказать в красках как фашисты попытались стереть город с лица земли. В этот день вражеская авиация нанесла по Сталинграду один из самых мощных ударов за всю историю мировых войн.
Надежда Черникова, художник: "Где горит - туда мы бежим. Потому что туда он бомбы не бросает. А где еще целое, туда бомбы летят. Я испытала эту бомбежку страшную. Всю жизнь мою перевернуло это".
На ее картинах не поля сражений и батальные сцены, а женщины и дети Сталинграда. Но тюбики с красками огня и зарева над горящим городом заканчиваются у художницы быстрее других. Бой она написала только однажды. Уже после войны ей рассказали один из эпизодов великой битвы: семь девушек, вооруженных только винтовками, несколько суток не давали фашистам прорваться к Волге по одной из улиц города.
В эвакуации Надежда Елисеевна провела только несколько месяцев. В ее карандашных этюдах - живописная хроника того, что она увидела, когда вернулась в Сталинград. Названия большинства работ того времени начинаются со слова "руины". Кажется, что если составить эти картины в определенном порядке, то увидишь весь разрушенный, но непобежденный город. Надежда Черникова одно за другим достает полотна. Натюрморт с печеной картошкой и луковицами называется "Завтрак. Обед. Ужин. Сталинград. 47-й". Рядом - новый городской пейзаж: на фоне развалин только что построенные деревянные бараки. И те, кто снова вернулся в свой город.
Надежда Черникова: "Я вообще на жизнь стала смотреть по-другому после этой войны. Мне казалось, что все мелочи. Главное, чтобы жизнь была".
Накануне юбилея победы под Сталинградом свои работы, посвященные войне, в Волгоград привезли художники со всего Юга России. Но у тех, кто не видел эту войну своими глазами - она другая - считает Черникова.
Надежда Черникова с интересом рассматривает полотна своих более молодых коллег.. Но только на ее работах, на маленькой бирочке внизу есть дата: Сталинград.1942-й.