В Петербурге на сцене Мариинки представили балет «Конек-Горбунок»
Балет по сказке Ершова в Мариинском театре ставили семь раз. Последний - в 1981 году, на музыку Родиона Щедрина. И сегодня музыка та же, а вот постановка новая, да какая! Музыканты на репетициях норовили выглянуть из оркестровой ямы - хотели увидеть, что за смех на сцене.
Репортаж Дмитрия Витова.
На генеральном прогоне не сдерживали смеха даже артисты, а музыканты норовили выглянуть из оркестровой ямы, посмотреть хоть одним глазком - что же такое происходит на сцене, что все так смеются. Балет поставил хореограф Алексей Ратманский, известным своим тонким юмором и самоиронией.
Вокруг куба с водой кипят страсти: художник и балетмейстер пытаются правильно утопить героя, рядом кто-то прилаживает уши и горб, а кто-то расправляет собственный портрет на груди. Что это - балет, пантомима или инсталляция?! Авторов, кажется, это совсем не интересует.
Максим Исаев, автор либретто и художник спектакля: "Это неплохо, что в академический, классический, в эталонно классический театр входит… я даже сам не знаю, как сказать… ха-ха".
Когда в прошлом году Валерий Гергиев пригласил на постановку Алексея Ратманского, уже было понятно, что надо ждать необычного спектакля. Балетмейстер известен тонким юмором и самоиронией. Но чтобы на балете зрители смеялись, такого, наверное, не ожидал никто.
Майя Плисецкая, балерина, народная артистка СССР: "Я первый раз вижу такие находки, которых никогда в балете не было. Начинается с того, что Иван громко чихает. Это тоже такого не было. Такие придумки - прелестные прямо. Не говоря о том, что очень трудные танцы".
Танцовщики действительно много разговаривают. И диалоги выстроены не классическим па-де-де, а пантомимой. Язык этот выглядит, может быть, незатейливо, зато понятен всем зрителям - вот Царь-девица велит Царю искать на дне морском кольцо, иначе замуж не пойдет; а вот и дно морское, где Иван кольцо-то и раздобыл. Конек-Горбунок встречает здесь своих морских родственников.
Впервые сказку Ершова станцевали в 1864 году под музыку Чезарио Пуньи. Тридцать лет спустя свою версию танцев представил Мариус Петипа. В 1912 году декорации рисовал Константин Коровин, и именно эта версия дважды возобновлялась уже после Великой Отечественной войны.
В 1981 году в стенах Мариинки "Конька-Горбунка" станцевали уже под музыку Родиона Щедрина. А за дирижерским пультом тогда дебютировал Валерий Гергиев.
Родион Щедрин, композитор, народный артист СССР: "Он еще был тогда молодой, но уже Богом одаренный человек, это было совершенно очевидно. И сейчас уже на этом этапе своей творческой карьеры он вновь обращается к этому произведению, для композитора это чрезвычайно почетно".
Те, кто помнит тот самый первый спектакль, говорят, что нынешние исполнительницы главной роли удивительно похожи на Плисецкую. Даже несмотря на то, что в этом балете совсем иная хореография.