На полуострове Заяцкий у самого Белого моря обнаружены локомобили
Загадочные старинные механизмы на богом забытом северном полуострове случайно обнаружили туристы. Как и когда многотонные машины, похожие на паровоз, попали в чащу леса, непонятно.
Ясно одно, агрегаты, не смотря на солидный возраст, прекрасно сохранились, и больше таких нигде в мире нет.
Репортаж Ларисы Леоновой.
Полуостров Заяцкий - у самого Белого моря. Место удаленное и труднодоступное, куда попасть можно только летом, по воде. Но и в это время года сюда наведываются лишь рыбаки. Они-то и обнаружили в местном лесу брошенные странные машины, похожие на допотопные паровозы.
Александр Шаларев - заядлый морской путешественник и краевед. Недавно занялся изучением загадочной чудо-техники и сегодня он один из немногих, кто знает дорогу к заветному месту.
Александр Шаларев, краевед: "Здесь находятся некие брошенные механизмы. Очень древние. Относительно, конечно, древние - сто лет. Мы решили это проверить и отправились на наших яхтах именно сюда".
Они сделаны в Англии в конце XIX века и для их возраста - в отличном состоянии. Хотя без потерь не обошлось - латунные детали сняты на металлолом. Несмотря на сходство с паровозами, передвигались мощные агрегаты не по рельсам, а по земле, маневрируя на местности. От двух латинских слов - "локус" - место и "мобилис" - подвижный и произошло их название - локомобиль.
Юрий Комолятов, историк: "Сталь-то, конечно, роскошная. Англичане умели делать. Механизм простой: пар, коленвал, с коленвала привод идет. Приводит в движение непосредственно саму лесопилку".
Александр Шаларев, краевед: "В топку закидываются дрова, горячие газы проходят и нагревают как самовар, воду нагревает. Все эти подводы сделаны из высококлассного чугуна - это низкоуглеродистая сталь, поэтому она до сих пор сохранилась. Более 100 лет".
Еще в начале XX века редкое производство обходилось без локомобилей. Работали паровые агрегаты на щепе, дровах, торфе. С их помощью можно было запустить пилораму, заставить вращаться жернова мельницы и даже производить электричество.
Откуда старинные локомобили оказались в северных лесах - загадка. По одной из версий - в Россию их поставляли наши союзники-англичане в Первую мировую войну. Но как они оказались в гуще леса? Впрочем, есть и другое предположение.
Юрий Комолятов, историк: "Какой-то деревопромышленник привез ее себе из Англии и поставил на лесопилку. Но, а после революции она у него была ликвидирована, экспроприирована, и работала уже на пролетариат".
В 30-х годах прошлого века здесь появились ссыльные переселенцы. Их вывезли сюда на лесозаготовки. Тогда же в помощь производству завезли морем и эти машины. С одного котла могли работать две-три пилорамы. Сегодня о былом присутствии людей здесь напоминает только забор, ограждающий залив от плотов, да остатки эстакады для продвижения бревен.
Александр Шаларев, краевед: "Был канал, по которому бревна цепляли баграми и проводили".
Поселка переселенцев давно нет, а локомобили стоят. По данным историков, таких даже в Англии, на их родине, не осталось - только в виде макетов. Бесхозные раритеты могут составить достойную конкуренцию уникальным музейным экспонатам.
Но вывести их отсюда непросто - вокруг густой лес. Поднять их сможет только мощный вертолет. А время и погода между тем ведут свое наступление, под таким напором даже качественная сталь может не устоять.