Сегодня поклонники и ученики знаменитой Галины Улановой отмечают 100 лет со дня рождения балерины
Сама она говорила, что ее жизнь состоит наполовину из слова "должна" и наполовину из слова "нельзя". Впрочем, такое самоограничение она не считала трудным, и была убеждена, что даже над вдохновением надо работать.
И секрет успеха - труд, воля, а уж потом талант и любовь.
Человеку обыкновенному свойственно сомневаться. Но нет никаких сомнений - она поет. Так же звонко, как и сотню лет назад. Немецкой музыкальной шкатулке конца XIX века, как и всему в доме обыкновенной богини Галины Улановой, не свойственно стареть.
Ей здесь 14 или 15. Бесценные теперь кадры. Вагановский балетный класс в Ленинграде на улице Росси. Ее первые па и первые страдания. Ее мама, в то время педагог в этой же школе, уверяла: пройдет время, мышцы переболят, и тело привыкнет - тогда полюбишь.
Позже льстивая критика, полюбив ее актерский драматизм, выведет: это всегда страдание - танец Улановой. Много лет спустя, уже не танцуя, сама балерина, оказавшись в этом зале, будет смеяться - наверное, на этих палках остались следы от моих пальцев.
Галина Уланова, архив: "Представь, как будто у тебя вот здесь что-то тоже есть, как будто ты снимаешь оставшуюся воду".
Будущая принцесса-лебедь Нина Семизорова постигает искусство перевоплощения по Улановой. Да не повтори себя в учениках - словно заповедь повторяла себе педагог Галина Уланова и каждого учила страдать по-своему, чтобы вывести формулу собственных, уникальных, эмоций на сцене.
Перед спектаклями прима уезжала за город и ни с кем не разговаривала, пыталась осмыслить вымышленную судьбу снова и снова. Ее воспитанники, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Надежда Грачева, потом повторяли своим.
Светлана Захарова, народная артистка РФ: "Вот знаешь, Галина Сергеевна в этом месте так поворачивала голову, а в этом - так делала, ты попробуй, попробуй"
Татьяна Каск, заведующая музеем-квартирой Галины Улановой: "Здесь у нас весь Шекспир. Миниатюрное издание 1912 года".
До нее никто не знал, что можно так танцевать Шекспира. Знаменитый бег Джульетты. Когда кажется, что в такт трепещет каждая деталь. Так система Станиславского сливается с искусством балета. Когда в 1956 году Большой впервые выехал на гастроли, в Лондоне знали два советских имени - Сталин и Уланова.
И пусть в Союзе про нее говорили "бабушка Джульетта" - Галина Уланова станцевала ее в 46 - в британском "Ковент-Гарден" после этого спектакля забыли о присутствии королевы (зрителям нельзя аплодировать, пока монаршая особа покидает зал) и ликовали во время ее ухода, и мчались к оркестровой яме, чтобы благодарить Нерафаэлеву Мадонну, как называли Уланову.
Николай Цискаридзе, народный артист РФ: "По ее духу, настроению никогда не сказал бы, что ей 88 лет, она со мной танцевала, и я ее поднимал. Она выглядела как 20-летняя девочка".
Михаил Лавровский, народный артист СССР: "Можно лучше танцевать, но я сейчас говорю грубо, выше поднимать ноги, но вот такого театрального глубокого духовного действа я ни у кого не видел. Она, конечно, гений".
Гении не умирают, они просто уходят в вечность, сказала балерина Ольга Лепешинская про Галину Уланову. Она и при жизни носила шлейф боготворения, но на горячую любовь поклонников отвечала молчанием. В балетной школе Великая Нема на всю жизнь усвоила два слова: должна и надо. И не признавала свою популярность. Остальное сделало трудолюбивое сердце, которое на сцене так предательски уходило в пятки, а теперь, кажется, навеки поселилось в ее балетных туфельках.
Сразу после нашего выпуска зрители европейской части России увидят фильм "Галина Уланова. Одиночество богини".