Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
13 мая 2010, 21:08

Реформа российского образования — как будут финансироваться учебные заведения

В рамках модернизации экономики и социальной сферы России предстоит решить много задач. Одна из главных - реформа образования. Принятые недавно законы предоставляют учебным заведениям больше прав по распоряжению бюджетными средствами и одновременно налагают на них дополнительные обязанности.

Стоит набрать в интернет-поиске фразу "бесплатное образование" и на экране - бессчетное количество ссылок гласящих "в России исчезло бесплатное образование", "Контрольный выстрел в бесплатное образование". Родителям есть от чего поволноваться. Между тем авторы реформы уверяют, что причина этой бури эмоций и слухов, в элементарной нехватке информации о предстоящих изменениях в школе.

Изменится главным образом схема финансирования образования. Сегодня школы получают деньги от государства или муниципалитетов по смете. Отчитываются по каждому пункту. И если даже школа сэкономит, к примеру, на электроэнергии, неизрасходованные средства по этому пункту, она обязана вернуть, а не потратить, например на спортинвентарь.

Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики: "Перебросить деньги с одной статьи на другую практически невозможно. К тому же расчеты происходят через казначейство и план расходования надо давать очень задолго, за месяц и так далее. Поэтому если, например, разобьют, не дай бог, окно в школе сегодня, чтобы по всем правилам его вставить, то есть израсходовать деньги на эту непредвиденную нужду, нужен месяц, полтора и так далее".

Еще один пример. В этой школе давно не открывают окна. Несмотря на жару. Трухлявые. Развалятся. Денег на пластиковые окна нет. Зато есть средства, оставшиеся после закупки компьютеров. Но их на окна тратить нельзя. Новый закон все изменит. Деньги будут выделять не по смете, а в виде субсидий. И школа сама решит, куда и сколько ей нужно потратить. Кроме того, школа получит право сама деньги зарабатывать, предоставляя дополнительные услуги.

Татьяна Слесарева, директор школы (Тверь): "У нас сегодня есть возможность, вы сегодня были в школьном информационном центре, повысить за плату компьютерную грамотность взрослого населения. Почему нет? Это можно сделать не нарушая санитарных норм в школе".

Противники закона видят в этом серьезную опасность для российского образования.

Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования: "В данном случае здесь как бы дана отмашка. Пожалуйста, ребята, зарабатывайте деньги любыми способами. И сегодня мы получим огромную массу прецедентов в школах, когда школьные здания будут сдаваться в аренду непонятно каким структурам, когда, в общем, будут вводиться дополнительные занятия, развивающие занятия, но все это будет делать за деньги".

Директор тверской школы Татьяна Слесарева категорически не согласилась с экспертом. Уже сейчас проверяющие органы в школе частые гости. Школьный бюджет жестко контролируется наблюдательным советом из родителей и представителей муниципалитета. По закону вся финансовая документация школы будет доступна в Интернете.

Но больше всего противники изменений боятся того, что школы сократят до минимума список бесплатных предметов. А за остальные будут брать деньги. В Минобразования уверены - для таких слухов нет ни каких оснований.

Владимир Миклушевский, замминистра образования и науки РФ: "Нормы бесплатности закреплены в Конституции, в законах об образовании, о высшем послевузовском образовании. И они зафиксированы в государственных образовательных стандартах. То, что написано в стандарте, должно бесплатно за счет соответствующего бюджета представить образовательное учреждение. Если оно вдруг этого не делает, у него просто отберут лицензию".

Школы, которые выберут максимальную степень финансовой свободы, будут называться автономными, но будут еще и бюджетные - с меньшей свободой, и казенные – те, что по тем или иным причинам останутся под полной опекой властей. Это касается, например, некоторых сельских школ. Эта школа, как и многие другие в Тюменской области, уже получила статус автономной. В качестве эксперимента. У них четко утвержденный список бесплатных предметов - своеобразный госзаказ, под который школе выделяются средства. Фактически - программы нынешней средней школы. Платные занятия - только за рамками этого списка. Дополнительные деньги - дополнительные бесплатные услуги.

Андрей Степанов директор школы (Тюмень): "У нас, благодаря нашим социальным партнерам по соглашению, появляется возможность предоставления деткам бесплатных услуг дополнительно. Но в этом же помещении могут проходить и дополнительные платные занятия. Все зависит от выбора детей и родителей".

Школы подобные этой в Тюмени можно назвать витриной реформы. Субсидированные и заработанные деньги тратят туда, где они сегодня нужнее. В итоге - прекрасный интерьер, новейшее оборудование, в том числе и система охраны. И главное - хорошие учителя, получающие достойную зарплату.

Сколько времени потребуется Минобразованию на то, чтобы распространить этот опыт по всей России, сказать трудно. Известно, что после подписания Президентом, в силу этот закон вступит уже с 1 января.

Читайте также: