Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
14 декабря 2010, 21:01

Объявлено решение правительственной комиссии по скоростной дороге Москва — Петербург

Трасса Москва — Петербург пройдет через Химкинский лес. Правительственная комиссия вынесла решение по вопросу, который несколько месяцев рассматривали специалисты, экологи, представители общественности. Дорогу проложат по ранее запланированному маршруту, и вместо каждого вырубленного гектара леса посадят 5 новых.

На месте вырубки, которая сейчас покрыта снегом, в ближайшее время вновь должна появиться тяжелая техника, и работы по строительству дороги будут продолжены. Таким было решение правительственной комиссии по транспорту и связи, которая сегодня, на основании оценок экспертов сделала вывод: участок трассы Москва-Санкт-Петербург в обход Химок пройдет по тому маршруту, который строители уже начали воплощать в жизнь. Появилось, однако, и принципиальное отличие от первоначального проекта: меры экологической защиты пересмотрены кардинально:

Сергей Иванов, заместитель председателя правительства РФ: "Сегодня комиссия практически единогласно приняла решение выделить на ликвидацию экологического ущерба 4 миллиарда. Вместо 100 гектаров вырубаемых лесонасаждений новые лесопосадки будут осуществлены на площади в 500 гектаров. На протяжении того участка дороги, который идет через Химкинский лес и составляет по длине 8 километров, не будет никакого строительства придорожной инфраструктуры".

Общественное обсуждение альтернативных вариантов, которое продолжалась с 26 августа, когда Президент приостановил строительство трассы, завершающим этапом как раз и имело сегодняшнюю совместную работу министров, экологов и представителей общественности. До этого Общественная палата активно работала, изучая мнение жителей Химок и близлежащих населенных пунктов.

Например, люди живущие в Молжаниново, где, согласно альтернативному проекту, предполагалось снести жилые дома, очень просили не делать этого.

Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов: "Очень многие граждане обращались к нам, чтобы не сносили их дома, в которых они проживают".

Часть противников строительства, ранее активно митинговавших и устраивавших акции протеста, принятым решением недовольны. Евгению Чирикову, например, не убедили доводы экспертов, против их мнения у нее есть мнения других экспертов. Что называется, "слово против слова".

Евгения Чирикова, руководитель движения "В защиту Химкинского леса": "Выбранный вариант прокладки трассы отличается от молжаниновского тем, что выбранный вариант уничтожает весь Химкинский лесопарк неминуемо в первые годы эксплуатации трассы. Второй же вариант, так называемый молжаниновский, уничтожает часть лесопарка, примерно треть. Тоже не является панацеей. С нашей точки зрения, выбирать надо вариант прокладки трассы, которая идет в обход Химкинского лесопарка".

Варианты "в обход", по словам Сергея Иванова, относятся к области футурологии, а не к реальности. А в реальности, уверен вице-премьер, ущерб экологии будет минимальным:

Сергей Иванов, заместитель председателя правительства РФ: "Там не будет ни заправок, ни магазинов, ничего, связанного с возможной вырубкой леса на большую площадь или территорию. То есть только дорога, прямой, как тоннель, как стрела, участок дороги, и вдоль этого участка на протяжении 8 километров везде будут поставлены шумозащитные экраны, а также прорыты под дорогой места миграции возможной представителей животного мира".

Многих участников дискуссий удалось убедить в том что компенсационные меры будут достаточными для экологии. Владислав Гриб, например, живет в 500 метрах от дороги — из всего состава Общественной палаты он в физическом смысле слова ближе всех к проблеме.

Владислав Гриб, член ОП РФ: "Все-таки наша борьба, наша позиция, наши усилия даром не прошли. Многие наши пожелания по этому варианту были учтены. Теперь задача проконтролировать реализацию тех обязательств, которые взяли на себя инвесторы и правительство. И будет создана рабочая группа в Общественной палате с участием общественных экологических организаций, жителей Химок, всех заинтересованных сторон для контроля за выполнением данных обязательств".

Эксперты говорят и о важных последствиях для общественного мнения.

Валерий Фадеев, член ОП РФ: "Означает ли это, что претензии активистов, так называемых "Защитников Химкинского леса", отброшены? Ни в коем случае. Было проведено еще раз глубокое общественное обсуждение этой проблемы. Было осознано, что эта трасса сегодня является оптимальной с точки зрения последствий, в том числе и экологических, последствий экономических, с точки зрения переселения возможного людей. А в этом случае переселять людей не придется. Некоторые активисты говорят, что будут идти до конца и что устроят скандал. На мой взгляд, это очень безответственная позиция, потому что, конечно, права и интересы меньшинства должны учитываться, но меньшинство не должно шантажировать общество, не должно быть абсолютно бескомпромиссным".

Участок трассы в обход Химок теперь должен быть построен к началу 2014 года. Ситуация на отрезке Ленинградского шоссе, проходящем через Химки, большую часть суток буквально блокированном пробками, кардинально изменится.

Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Мы планируем часть существующего Ленинградского шоссе передать под общественный транспорт для того, чтобы жители Химок имели скоростное сообщение".

Подготовленный правительственной комиссией доклад уже был отправлен Дмитрию Медведеву. Наталья Тимакова, пресс-секретарь Президента, сообщила журналистам его мнение: диалог с общественностью в таких вопросах принципиально важен, до открытого конфликта ситуацию доводить нельзя, власти должны извлечь урок из истории с трассой через Химкинский лес: "Президент считает, что любые проекты, затрагивающие интересы граждан, экологию, должны обязательно быть предметом диалога власти, бизнеса, гражданского общества. Это важный сигнал, который дан властям и бизнесу. Дополнительные слушания, которые были проведены после его поручения, позволил существенно усилить компенсационные меры. Президент надеется, что они минимизируют ущерб, который был нанесен".

Кстати, в ближайших задачах Министерства природных ресурсов очистить Химкинский лес более чем от 50 несанкционированных свалок мусора. После этого лесу придадут статус особо охраняемой природной территории регионального значения.

Случившееся — важный прецедент, заявил сегодня помощник Президента Аркадий Дворкович. Дело в том, что сейчас осуществляются или проектируются еще несколько масштабных проектов, например, дорога до подмосковного Жуковского. И сталкиваться с подобными трудностями просто недопустимо, нужно "иметь нормативную базу, которая регламентировала бы, а не оставляла чиновникам на откуп принимать то или иное решение". Такая нормативная база будет создана.

Читайте также: