Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
2 октября 2011, 21:20

Как изменилось восприятие информации у тех, кто мыслит ссылками, и вернется ли человечество к чтению

На этой неделе глава правительства Владимир Путин встретился с писателями. Как это часто бывает на таких встречах, он исчерпывающе ответил на все вопросы представителей литературы и одной из важных тем стало состояние книжного дела в целом. Все говорили о том, что интерес к чтению падает, люди занимают глаза и мозг чем-то другим.

 "Мы долгое время были одной из самых читающих стран в мире. Надо прямо сказать, есть опасность, что этот статус мы можем утратить. По данным социологов, у нас растет число людей, которые вообще не читают книг - ни бумажных, ни электронных, никаких. И это, конечно, очень тревожный факт. Поэтому повышение интереса к чтению становится без преувеличения общенациональной задачей", - заявил премьер.

И действительно - какие тут книги, когда поток эрзац-информации льется на человека практически отовсюду - и главное, в начале совсем нет времени хоть что-то осмыслить и понять, а затем и желания. Уже выросло поколение людей, все знания мгновенно получающие из Интернета, и так же мгновенно их забывающих. Почему люди не читают?

В школах впору бить учебные тревоги. В библиотеку ходят не по интересам, а по необходимости. Учителя заставляют. 

"Если раньше в год прочитывал старшеклассник около 40 книг, то сейчас это около 9-10 книг за год. Вот представьте себе читательский багаж человека в 16 лет", - говорит директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.

Читательский багаж учеников Владимир Собкин проверяет уже больше 30 лет. И говорит, что с каждым годом он становится все легче.

Произведения русских классиков в комиксах уже давно и успешно издаются в Америке и Корее. У нас такой вариант чтения пока в новинку. Но в издательстве не сомневаются: комиксы будут популярны. Уже готов к выпуску роман "Преступление и наказание". Начинают рисовать "Войну и мир". Больше тысячи страниц эпопеи  великого русского писателя художники собираются уместить в 20 страниц с картинками.

Изучать литературу по комиксам, конечно, невозможно. Но приходится идти на компромиссы, говорят учителя. Сначала были книги в кратком изложении, потом стали популярны аудиокниги. Но просто слушать многим уже тоже тяжело и скучно. Педагоги и ученые пытаются ответить на два главных литературных вопроса: кто виноват, и что делать?

Они живут в режиме онлайн. Общаются в социальных сетях, часами играют в компьютерные игры. И без этого уже не могут. Им не объяснить, что книга - лучший подарок.

Учителя во всем винят современные технологии. Классикам сложно конкурировать с сотнями телевизионных каналов, компьютером и Интернетом. Каждый год количество документов в сети увеличивается в 2 раза, и в этой паутине легко запутаться. 

Информационный поток льется на нас со всех сторон: на улице, дома, на работе. Даже под землей, в вагоне метро, мы не отдыхаем, а читаем, смотрим, слушаем, играем. Не представляем свою жизнь без всепроникающего Интернета. В этом океане информации человек чувствует себя как рыба в воде. Он скользит по знаниям, словно читает книгу по диагонали. Вроде все понял, но ничего не запомнил.

В итоге остаются только фрагменты. Такое мышление психологи называют "клиповым". Философ Федор Гиренок поправляет: к мышлению это не имеет никакого отношения.

Проведя исследования, ученые выяснили: среднестатистический человек внимательно слушает только первые 20 секунд и читает в прессе не статьи, а заголовки. Часто заголовками все и ограничивается.

"За те доли секунд, когда человек пролистывает твой журнал, совершенно ничем не интересуясь, его нужно чем-то зацепить. Дальше уже совершенно наплевать гениальный твой текст или нет. Потому что тебя просто никто не прочтет!" - говорит главный редактор журнала Филипп Бахтин.

При этом узнавать о чем-то второй раз уже скучно и неинтересно. Один из примеров - скандальный сайт Викиликс. Еще полгода назад о нем говорил весь мир. Сотни тысяч секретных материалов оказались в сети и в одно мгновение стали доступны буквально каждому. Закрытая информация о войне в Афганистане и дипломатическая переписка сделали Джулиана Ассанджа новостью номер один. И несмотря на то, что на сайте до сих пор публикуются скандальные разоблачения, интерес к ним утих.

"Меняется все радикально, с катастрофичной скоростью. И каждый человек, который говорит, что он знает все, его выводы и идеи через две недели безнадежно устаревают, так как появляется что-то новое и мозгосворачивающее", - говорит Филипп Бахтин.

В этом водовороте информации нет времени и места для анализа и размышлений. Быть в курсе событий не значит знать о них. Многие издания и интернет-ресурсы давно работают по принципу: чем проще,  тем доступнее. С одной стороны - безграничные возможности, с другой - весьма ограниченные знания.

"Я с ужасом думаю, к чему это может привести. Если мы сейчас уже видим миллионы людей на планете, которые плохо думают, ничего не читали, не делают выводы", - говорит нейролингвист Татьяна Черниговская.

"Эти простые тексты, которые мы читаем, упрощают наше мышление, упрощают наше сознание", - считает директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.

Жить в информационном обществе и быть свободным от него уже нельзя. Стремительное развитие технологий заставляет нас быть более мобильными. Быстро думать, но при этом приходится чем-то жертвовать. Информационный поток уже не остановить. Успех сегодня, в том числе, зависит от скорости поиска и обработки информации. И с каждым годом новых данных и технических новшеств будет только больше. И, по сути, в упрощении нет ничего плохого. Человечество всегда старалось облегчить себе жизнь. Главное не упростить настолько, чтоб не разучиться читать. 

"Когда люди думают, что читать книги они не будут, а великая Россия останется. Это вещи напрямую связанные. Либо мы знаем язык и говорим на нем хорошо, думаем глубоко и точно - и у нас хорошая страна, либо - нет", - считает писатель Захар Прилепин.

Вернуть интерес к чтению у детей - одна из важных образовательных задач, и как настаивают учителя, это в первую очередь домашняя работа для родителей. Любовь к литературе зарождается именно в семье. Но как научить ребенка не просто читать, но любить книги, если некоторые родители давно сами не брали в руки книжку?

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей