Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
27 апреля 2013, 10:04

40 лет назад в небе над СССР произошло событие, которое вошло в авиационные учебники

В эти дни исполнилось 40 лет событию, о котором в СССР мало кто знал, но которое стали разбирать на занятиях все лётчики гражданской авиации. Рейс Москва - Ленинград не предвещал ничего необычного, когда вдруг уже в небе пилотам передали записку: "На борту бомба. Курс на Швецию". Никаких инструкций, как действовать в подобных ситуациях, ещё не существовало. Экипажу пришлось импровизировать. Потом было признано: лётчики приняли единственно верное решение.

Указ о награждении бортмеханика Викентия Грязнова его жене и детям зачитали через полтора месяца после того памятного дня. 23-го апреля 1973 года Елена, собираясь в университет, как обычно болтала с отцом и не знала, что вернувшись домой, она больше его не увидит.

"Поднявшись на свой этаж, я увидела открытые двери и очень много людей. И мне сказали, что ваш отец погиб, это несчастный случай", - вспоминает Елена Величко.

Что случилось в действительности, Елене много позже рассказали коллеги отца. Вместе они летали около четырех лет. Это был обычный рейс Ленинград - Москва. Вскоре после взлета в кабине летчиков загорелась лампа вызова из пассажирского салона. Командир Вячеслав Янченко попросил бортмеханика выяснить, в чем дело. В кабину он вернулся с конвертом.

"Там двойной лист, корявым почерком на четырех страницах написано. Читать всю эту галиматью было трудно и некогда, да и ни к чему. Пробежал - смысл понятен, что человек передал письмо, требует изменить курс и лететь не в Москву, а в Швецию, и угрожает взорвать самолет", - вспоминает Герой Советского Союза Вячеслав Янченко.

О случившемся на борту доложили наземным службам. Впрочем, ждать указаний было бессмысленно. В 73-м году просто не существовало инструкций, как правильно действовать в подобных ситуациях. Командир самостоятельно принял решение возвращаться в Ленинград.

Лететь в Стокгольм было нельзя. В то время любое воздушное судно, пересекающее границу СССР без специального разрешения, могли сбить. Бортмеханику и штурману пришлось по очереди успокаивать террориста с бомбой в руках, которая могла взорваться всего лишь, если бы он убрал палец с кнопки, убеждая: самолет направляется в Швецию.

"Он все время требовал в кабину. У нашего экипажа был пистолет. Пистолет я отдал второму пилоту и, естественно, его нельзя было трогать. Если сделать выстрел, он бы все равно кнопку разжал", - говорит штурман Николай Широков.

На посадку заходили с юга, со стороны Пулковских высот, чтобы террорист не увидел в иллюминатор ленинградские шпили и купола. Командир до последнего тянул с шасси. Он выпустил их, когда до земли оставалось всего около 200 метров. Но, услышав характерный грохот выходящих стоек, захватчик все понял и отпустил кнопку. От взрыва механизмы управления заклинило, самолет стал падать.

Вячеслав Янченко вспоминает, выровнять машину удалось за какие-то мгновения до столкновения с землей: "Аварийно тормозили, следы видно на бетоне. А потом самолет опускается все ниже и ниже. И уже скребет, скорость еще большая была. Искры во все стороны летят".

Неуправляемый лайнер остановился на грунте. Лишь после этого летчики открыли бронированную дверь кабины и увидели: их коллега Викентий Грязнов и террорист погибли. Своим телом бортмеханик закрыл от осколков пассажирский салон. Лишь благодаря этому больше никто не пострадал. С момента вылета из "Пулково" прошло всего 50 минут.

Современному пассажиру, чтобы попасть на борт, придется еще снять туфли, брючный ремень, а багаж рентгеном просветит служба безопасности. Теперь это, конечно, звучит странно, но всего сорок лет назад в самолет садились как в обычный автобус, никому не приходило в голову досматривать пассажиров или их вещи. Даже паспорт не всегда спрашивали. Достаточно было билета.

Следователи потом выяснили, бомбу принесли в обычном дорожном саквояже. И вскоре по всему Союзу авиапассажиры стали предъявлять содержимое сумок.

Весь экипаж после того полета был представлен к боевым наградам. Долгие годы им нельзя было рассказывать, за что эти награды. Сегодня с этого дела гриф секретности уже сняли. И теперь коллеги Викентия Грязнова надеются, что им разрешат увековечить память человека, спасшего тот рейс ценой собственной жизни.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей