Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
26 мая 2013, 21:31

Как заставить зрителя рублем голосовать за наше кино, обсудили с Президентом режиссеры и продюсеры

С минуты молчания в память о Петре Тодоровском начал Президент совещание в Сочи о развитии российского кинематографа. Его главный тезис: зрители выбирают не между российским и иностранным кино, а между хорошим и плохим. Государство может помочь деньгами, но нужно понимать, на что эти деньги тратятся, ведь кино для любой страны - удовольствие не из дешевых.

Было предложено даже разработать некий этический кодекс российского кинематографиста как своеобразную гарантию от пошлости, пропаганды насилия и жестокости. Советская школа кино при мощной господдержке, даже в рамках жесткой идеологии, дала шанс прозвучать лучшим режиссерам и гениальным картинам. А сейчас что и как нужно поддержать, чтобы снова искупаться в лучах кинославы?

Впервые о кино как об индустрии на таком уровне. Индустрии, ничуть не менее важной, чем оборонный комплекс. Отечественный кинорынок на грани захвата, в нашем прокате почти не осталось места российскому кино, точнее, его доля едва превышает 15%.

Свое место на своей же земле российскому кино придется буквально отвоевывать. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2009 году с созданием Фонда кино, с поддержкой студий-производителей. Но этого оказалось явно недостаточно. Нужны системные изменения в законодательной сфере, в сфере проката и подготовки кадров.

По сути, в пятницу, 24 мая, в Сочи, была сформулирована государственная задача: по-новому спроектировать кинематографическую отрасль в условиях невероятного внешнего давления.

"Я уже не раз говорил: государство может помочь снять кино, но ему не под силу заставить людей это кино смотреть, если оно их не устраивает. Места для отечественных лент зарезервировать можно. Главное - чем эти места заполнить? Что особенно важно: российский зритель не перестает верить в родную кинематографию, мечтает о крепком национальном кино и искренне радуется его успехам", - сказал Владимир Путин.

Триумф фильма "Легенда № 17", вышедшего на экраны в апреле, с одной стороны стал доказательством того, что бой за российский прокат нами еще вовсе не проигран, с другой, продемонстрировал то, какой должна быть картина, претендующая на массового российского зрителя.

"Зритель соскучился по победам. Это замечательная победная история. Там ты можешь увидеть пример жизненного пути, когда чувство собственного достоинства важнее: а я все равно буду делать так, потому что я понимаю, что это честно. Вот это все сработало и еще лишний раз доказало. Ведь дело все в том, что зрителя не обманешь", - считает генеральный директор студии "ТриТэ", продюсер фильма "Легенда № 17" Леонид Верещагин.

Если конкурировать с Голливудом в каждом конкретном случае еще как-то возможно, то победить его в условиях открытого рынка еще не удавалось никому. В Европе планку в 35-40% национального рынка до последнего времени удерживала только Франция, где меры государственной поддержки кинематографа не менялись с 50-х годов.

"Я думаю, у вас для этого сейчас есть все, что нужно. А что еще замечательнее, в России есть столько историй, которые можно и нужно рассказать, такое феноменальное культурное богатство! Поэтому, я думаю, российскому кино сейчас очень нужна помощь государства, какая-то государственная структура, которая бы помогала в финансировании вашего кино, как это было раньше", – уверен актер Венсан Перес (Франция).

К кажущемуся сейчас недосягаемым тридцатипроцентному рубежу контроля над собственным кинорынком Россия подошла еще в середине 2000-х годов. "Ночной Дозор" и "Дневной Дозор", "9-я рота", "Адмирал", "Турецкий гамбит", "Статский советник" и "Бой с тенью" - вот лишь некоторые из картин, собравших тогда по стране кассу, впервые сопоставимую с голливудской. Причины последовавшего за этим обвала назывались разные.

24 мая в Сочи была сформулирована одна причина, касающаяся не каждого конкретного фиаско, а отрасли в целом - широкополосный интернет.

"Было 5 миллионов подключений в 2006 году, в 2007 году стало 11 миллионов подключений. Что происходит с нами в 2010году? Количество подключений широкополосного доступа достигло 29 миллионов домохозяйств, Что произошло с российским кинопрокатом в этом году? Мы получили 15,4%, то есть с 2010 года кинематограф лег", - считает генеральный директор студии "Дирекция Кино" Анатолий Максимов.

Интернет-пиратство - не будь его, по оценкам собравшихся, доходы от проката отечественных фильмов возросли бы, как минимум, вдвое. Если в Америке интернет-поисковик при вводе названия фильма отправляет на его официальный сайт, то в России предлагает смотреть кино онлайн или скачать бесплатно. Разумеется, нелегально. И здесь речь идет уже не о защите интересов конкретных производителей – речь о миллиардах рублей государственных субсидий, которые ежегодно безвозвратно выкачиваются из казны по сетям широкополосного Интернета.

"Кино погибнет без государственных инвестиций. Оно все проваливается, потому что сосуд, в который вливаются эти инвестиции, у него просто отбито дно. Сегодня пиратский объем занимает 99%. Легальные платформы составляют 1%. Это меньше, чем статистическая погрешность", - утверждает продюсер, генеральный директор компании "Дирекция кино" Анатолий Максимов.

"Надо подумать и сделать таким образом, чтобы не нарушать свободу Интернета. Но совсем не значит, что Интернет может быть использован во вред", - считает Владимир Путин.

И все же главная проблема отечественного кинематографа в том, что нам пока так и не удалось создать систему, которая позволит от разовых, пусть даже очень успешных проектов, перейти, наконец, к проектированию и созданию настоящей киноиндустрии, способной воспроизводить такие проекты на постоянной основе.

"Твердо уверен, что наши граждане выбирают не между иностранным и российским кино, а между хорошим и не очень хорошим, мягко говоря. И всегда готовы отдать предпочтение именно отечественному продукту. Под хорошим кино имею в виду, прежде всего, художественную ценность. Зрителю важно именно это. Ему нужны картины, обращенные к нормальным человеческим отношениям и чувствам. И фильмы, которые рождают гордость за свой народ, за его историю, безусловно, всегда пользовались и будут пользоваться успехом", - заявил Владимир Путин.

Конец советской киноиндустрии, пока единственной в истории России, начался задолго до распада Союза с призыва отказаться от идеологии в кино. Какое-то время отечественный кинематограф еще продержался на ставшей вдруг востребованной антисоветской идее, но с развалом СССР и она оказалась никому не нужной. Наши режиссеры и сценаристы просто не могли конкурировать с западными в продвижении на наш рынок их красочно упакованных ценностей. Наш массовый кинематограф был обречен на безысходную вторичность.

Символично, то, что по-настоящему массовыми, культовыми в эти годы стали именно те фильмы, в которых всего просматривался идеологический подтекст, например, такой, как в балабановских "Братьях".

Сегодня главной помощью российскому кинематографу от государства, помимо денег и защиты авторских прав, должен стать сформулированный образ будущего страны, ее места в мире, ее целей и приоритетов. О возрождении киноиндустрии в России можно будет говорить тогда, когда ее триумфами станут экранизации образов собственного проекта, а не только эксплуатация легенд, созданных проектом прошлой Великой эпохи.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей