Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
18 ноября 2013, 21:04

Эксперты пока не пришли к единой версии гибели «Боинга» в казанском аэропорту

Следователи и специалисты Межгосударственного авиационного  комитета  работают не только на месте катастрофы. Эксперты изучают документы в Москве и в Казани, опрашивают сотрудников авиакомпании и служб, которые обслуживали упавший "Боинг".  Прорабатываются  все возможные версии крушения.

Почему "Боинг-737" камнем рухнул вниз? Ответ на этот вопрос могут дать только данные "чёрных ящиков". Аппараты сильно повреждены, тем не менее, первая информация может появиться уже завтра, 19 ноября. Пока же эксперты анализируют кадры падения и множество сопутствующих факторов.

Ошибка пилотов, техническая неисправность самолёта, некачественное топливо, работа наземных служб - сейчас не исключается ни одна из возможных версий.

Из столицы в Казань лайнер вылетел штатно. В интернете появились радиопереговоры, которые командир рейса 363 якобы вёл с авиадиспетчером в "Домодедове". Судя по записи, всё шло, как обычно. В расчётное время "Боинг" подлетел к столице Татарстана, выполнил манёвр, необходимый для посадки, так называемую "коробочку", но в последний момент что-то случилось.

Пилот доложил на землю о "непосадочной конфигурации" и попытался уйти на второй круг. В этот момент и произошла катастрофа. Лайнер рухнул между взлётной полосой и рулёжной дорожкой. Одна из версий гласит, что самолёт потерял тягу из-за резкого порыва бокового ветра.

Антон Бортяков, председатель профсоюза работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России в ОАО авиакомпании "Татарстан", объясняет: " Когда самолет делает вираж, и ветер становится ему попутным, он вызывает срыв потока крыла. Обтекаемость крыла нарушается, и если ветер достаточно сильный, он может вызвать на переходных режимах даже помпаж двигателя. Это нарушение движения газов через реактивный двигатель. Это приводит к нарушению тяги двигателя и потере тяги самолёта во время полёта. Это очень критично, особенно на малой высоте, когда у пилота нет возможности запустить двигатель снова".

"Боинг 737-500" оснащён системой автопилотирования, то есть, может взлетать и садиться без участия человека, лётчики лишь контролируют процесс. Аэропорт Казани - недавно модернизированный к всемирной летней Универсиаде, отвечает всем современным  требованиям и позволяет самолётам приземляться на автопилоте. Но, судя по всему, в последний момент экипажу пришлось взять управление на себя.

"Даже очень опытные лётчики, если долго не заходили в ручном режиме, они теряют эти навыки. И когда погода 240 метров, видимость 5 километров, идёт дождь, и перейти на ручное управление - это уже некомфортная ситуация для экипажа, а может быть, даже близкая к аварийной", - считает Юрий Сытник, заслуженный пилот России, лётчик первого класса.

Специалисты считают, что у экипажа уже не было времени заходить на второй круг. Критическая высота для принятия подобного решения - 60 метров, это примерно километр до взлётно-посадочной полосы. Если лайнер опустился ниже 60 метров, то двигатели могут уже не вытянуть его наверх.

"Если, как сообщается в СМИ, доклад экипажа о технических проблемах был за 500 метров до полосы, то это значит высота - 30 метров. Этого недостаточно для ухода на второй круг", - полагает Сергей Ковалёв, президент федерального профсоюза авиадиспетчеров России.

В свою очередь, Константин Малинин, лётчик-испытатель, уверен, что имела место техническая неполадка: "Похоже, что у него отказало навигационное оборудование. Он, видимо, в автомате заходил на посадку, и что-то происходило с электрикой. А электрика первая выбивается по факту эксплуатации в разных климатических условиях".

Говоря о климате, Константин Малинин имеет в виду прошлое разбившегося самолёта. Лайнер эксплуатировался 23 года. Летал во Франции, Бразилии, Болгарии, Румынии и Уганде. На него воздействовали то европейская зима, то африканская жара.

Правда, Александр Нерадько, глава Росавиации, считает, что для самолета это немного: "Он налетал более 56 тысяч летных часов, но это, я вас уверяю, обычная цифра для самолетов такого класса".

Впрочем, технические проблемы у этого "Боинга" случались и раньше. 12 лет назад самолет попал в серьезную аварию в Бразилии - подломилась стойка шасси, и лайнер жёстко приземлился на один из двигателей, после чего долго ремонтировался.

Максим Соколов, министр транспорта России, тем не менее, сообщил, что с самолетом по документам было все в порядке: "Самолет был годен к эксплуатации, имел соответствующий сертификат. По  итогам работы МАК мы уже будем делать определенные выводы в части соответствующий компании. Я имею в виду компанию "Татарстан", по ее дальнейшей работе".

Но сами пилоты говорят, что сертификат лётной годности не всегда заслуживает доверия. Особенно если самолёт эксплуатировался в развивающейся стране. Там документы могут и подделать.

Лётчику-испытателю Константину Малинину известны подобные схемы подделки документов: "Покупается самолет, определяется по предыдущим записям, сколько он налетал, какие формы выполнялись, и так далее. И принимается решение, что он на основании этих документов, достоверность которых не всегда можно проверить, годен к полетам. Ему выдают сертификат летной годности, на нем летают".

Что же касается квалификации экипажа, то в авиакомпании "Татарстан" утверждают: они были опытными специалистами. За штурвалом сидел Рустем  Салихов. Его лётный стаж - 21 год. Правда, командиром судна он был всего девять месяцев, но до этого летал  вторым  пилотом  и  штурманом. Авиакомпания "Татарстан" заявила, что приостанавливает эксплуатацию "Боинг 737-500". В аэропорту "Домодедово" сейчас проводит проверку транспортная прокуратура. Среди прочего, эксперты взяли образцы топлива, которым заправили рейс 363 "Москва-Казань".

Читайте также: