«Народная экономика» узнала, как некоторые агенты поставляют клиентов НПФ
Решение, принятое за вас. Как некоторые агенты поставляют клиентов негосударственным пенсионным фондам, в "Народной экономике", но сначала новости.
Сотовые операторы цены повысили, банки держат паузу. "Коммерсант" опросил полсотни крупнейших кредитных организаций на предмет повышения оплаты за sms-уведомления - с отчетами, по операциям карт клиентов. В конце прошлого года рассылка для банков подорожала - большинство мобильных операторов обновили предложения в рамках борьбы со спамом. Но лишь два банка из 50 готовятся переложить издержки на плечи клиентов - считают новые тарифы. Остальные повышения не планируют. Ждут решения антимонопольной службы. Там идет расследование законности методов борьбы сотовых операторов с sms-спамом. Не исключено, что, в итоге, оплата еще раз будет пересмотрена. В сторону уменьшения.
Это дело государства. Почти половина россиян, 48% не хотят брать на себя ответственность за будущую пенсию, за накопления, констатируют социологи. Еще 18% полагают, что государство должно зафиксировать обязанность делать такие отчисления. Но в каком объеме и как управлять деньгами решать только работнику и работодателю. Ну и, наконец, каждый 4-й считает, что накопления вообще должны быть делом исключительно добровольным. При том, что большинство респондентов заявили, что пусть время от времени, но следят за изменениями в пенсионной системе, эксперты делают вывод, что далеко не всем эти изменения понятны. Многие боятся решать вопросы, в которых плохо разбираются. Есть и опасения по поводу частных финансовых институтов - их устойчивости в долгосрочной перспективе.
С устойчивостью негосударственных пенсионных фондов в этом году вопрос должен быть закрыт. Они не только пройдут аттестацию, должны войти в систему гарантирования пенсионных накоплений. По аналогии с банковской, это будет защита для денег клиентов. Под более жесткий контроль возьмут и процесс перевода средств между фондами, чтобы лишить многочисленных агентов шанса на мошенничество. А пока, получая из разных источников наши личные данные, они нередко за нас принимают решение - где хранить накопления на старость.
Елена Ионова рассказывает, как сама того не зная, перевела накопительную часть пенсии из государственного пенсионного фонда в частный. Она покупала мобильный телефон. В салоне сотрудники предложили - часть денег от потраченной суммы якобы перевести на накопительную часть пенсии. Сняли копии паспорта и СНИЛСа и поздравили девушку с покупкой. Затем Елене пришло письмо из Государственного пенсионного фонда - накопления переданы. И копия заявления о переводе.
"Заполнено печатными буквами. После этого мои подписи стоят. Но они абсолютно разные. Это явно не я делала", - говорит пострадавшая Елена Ионова.
Игоря Новикова тоже обманули в салоне связи. Он пошел покупать в кредит модный гаджет. Там помогли заполнить банковскую анкету. Но в банке в кредите отказали. Об этой истории он и забыл. Если бы не письмо из Пенсионного фонда, где было указано, якобы Игорь перевел накопительную часть своей пенсии в негосударственный фонд.
"Дали бумагу какую-то подписать о том, что я разрешаю свои данные на проверку. Взглядом пробежался, вроде все нормально. Потом пришло письмо", - рассказывает пострадавший Игорь Новиков.
По данным Пенсионного фонда России, обманутых таким путем граждан - уже более 26 тысяч. Перевести накопления в частные компании предлагают чуть ли не на каждом углу - в банках, салонах связи, в торговых центрах. И агенты не всегда работают честно.
"Они рассказывают: переходите в пенсионный фонд, иначе государство у вас все деньги заберет, национализирует, все пропало, и только если вы к нам переведете, вы спасете свои накопления. Конечно же, это ложь. Агенты уже переступают за грань разумного, то есть совершают преступление - часть договоров заключают, а часть фальсифицируют - отсюда мы получаем эту историю с мошенничествами", - поясняет директор Департамента Пенсионного фонда Росси по связям с общественностью Маргарита Нагога.
Если все же вы уже попались на удочку мошенников и получили весть о переводе ваших денег в частный пенсионный фонд, паниковать не стоит. Все вопросы решаемы. И свои начисления можно перевести обратно. Только придется немного побегать по различным инстанциям.
"Имеет смысл написать письмо и в пенсионный фонд, и в негосударственный пенсионный фонд о расторжении договора, который человек не заключал, и таким образом вопрос будет решен в несудебном порядке. Но в том числе человек не лишен права написать заявление в правоохранительные органы", - разъясняет адвокат Александр Дасаев.
В этом году все негосударственные пенсионные фонды должны пройти обязательную проверку в Центробанке. На надежность. Кроме того, скоро изменятся и правила подачи заявлений о переходе в частные пенсионные фонды. Если раньше достаточным было только поставить подпись на договоре будущего страховщика, то теперь, чтобы уйти в негосударственный фонд - в первую очередь нужно писать заявление в Государственном. Это будет считаться уведомлением, что переход добровольный. Сейчас в Пенсионном Фонде России готовят бланки, и образцы таких заявлений. И еще: в феврале у каждого трудоспособного гражданина на сайте Пенсионного фонда России появится личный кабинет. Там будут указаны все страховые взносы. Пока же - состояние счета можно узнать на сайте Госуслуг.
Жители Казахстана разволновались по поводу подлинности мелочи, попадающей в их кошельки. Одни монеты, как заметили самые наблюдательные, притягиваются магнитом, а другие, того же достоинства, никак на него не реагируют. Ничего криминального и, уж тем более, паранормального в этом нет, объяснили в Национальном банке. Оказывается, изменился сплав монет, а сталь, вошедшая в новый состав, имеет свойства намагничивания. Заодно выяснилось, что мелочь с магнитными свойствами чеканят уже год, но официальных заявлений по этому поводу до сих пор не было.