Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
15 октября 2014, 21:13

Образование во всех гранях обсуждают сегодня в Пензе

Там проходит форум, который проводит Общероссийский народный фронт.

Перед собравшимися выступил Владимир Путин. Одно из заявлений президента на лентах агентств в последний час - образовательные услуги в нашей стране должны быть бесплатными. Ну, о финансах тоже говорили, это связано с учительскими зарплатами.

Площадку для дискуссий участники форума "Качественное образование во имя страны" выбрали не случайно. В день двухсотлетнего юбилея Михаила Лермонтова активисты народного фронта, педагоги, родители, эксперты буквально со всей России собрались в новой библиотеке в центре Пензы, которая носит имя русского классика. Так что место во многом определило и темы для дискуссий. Открывая пленарное заседание форума, Владимир Путин поздравил всех собравших с отмечаемой датой и напомнил еще раз о том месте, которое занимает Лермонтов в русской литературе и русской культуре, а также о патриотизме, которого сегодня зачастую не хватает подрастающему поколению. Эта тема, без сомнения была одной из ключевых на площадках форума в последние два дня. По мнению многих учителей, сегодня зачастую преподавание знаний отделяется от воспитания. И над решением этой проблемы педагогов призвал поработать глава государства.

"Миссия школы – задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения, выбор целей. Учитель должен научить отличать правду от лжи. Проблемы образования касаются каждого гражданина страны, поэтому необходимо общественное согласие по всем вопросам, связанным с дальнейшим развитием образования вообще и школьного в частности. Мелочей здесь, безусловно, нет. Важно и содержание образовательных программ, и квалификация преподавателей, и состояние школьных зданий. Ответственность учителя за качество и результат своей работы очень и очень высокая. Считаю очень востребованным обсуждения серьёзных инициатив в сфере образования на площадке ОНФ с участием представителей профессионального сообщества общественных организаций, родителей, потенциальных работодателей", - сказал Владимир Путин

Впрочем, не только воспитание, но и знания школьников сегодня также зачастую хромают. С этим участники форума сталкиваются чуть ли не ежедневно. Два примера из собственного опыта привел Станислав Говорухин, сопредседатель Общероссийского народного фронта.

"Приходит ко мне девочка из театрального училища, недавно кончила школу. Я говорю: ты откуда? Она говорит, на Чукотке жили, только что приехали в Москву. У меня за спиной карта большая висит, я говорю: покажи Чукотку. Она долго искала, так и не нашла. Учитель прочёл в 4-м классе стишок из Пушкина: "Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая, ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке. Из всего стихотворения дети поняли 2-3 слова. Значит, и Пушкин им уже недоступен" - рассказал он.

"Девушка не смогла найти Чукотку, а она в какое училище приехала поступать? - уточнил Владимир Путин. - Это не показывает всего среза нашего общества и молодёжи. Хочу заступиться за наших молодых людей. Извозчиков уже нет. Пилотов Формулы-1 все знают. Что такое облучок? Трудно, конечно, это ушло из жизни… Об этом говорить нужно, конечно, чтобы Пушкина знали", - отметил Президент.

Пробелы в знаниях современных школьников, во многом связаны с тем, что за последние годы российская система образования пытается подстроиться под существующие западные стандарты, однако, как показала практика, это не всегда оправдано. Все-таки, далеко не все оказалось применимо к российским реалиям.

Хотя иногда из выступлений некоторых участников форума могло сложиться впечатление, что проблемы с финансированием и зарплатами учителей в стране значительно снизились, но это отнюдь не значит, что финансовые вопросы исчезли совсем. Да, педагоги стали в последнее время получать больше, но далеко не всегда эти заработные платы можно назвать полностью комфортными. Так Президенту рассказали, что многие учителя вынуждены работать за 1,6 ставки, и объяснили почему.

"Работают на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, на две некогда. Надо нас немного освободить, чтобы у нас хватило времени для выполнения задач", - сказала директор лицея Татьяна Шевцова (Орёл).

"Я года три назад слышал от учителей: дайте нам возможность заработать. Никто не ссылался тогда на то, что будет тяжело. Вот вы сказали, что уровень достигнут за счёт того, что преподаватели работают на 1,6 ставки. Когда этого повышения не было, два года назад, преподаватели работали в среднем на 1,5 ставки. Это статистика такая общая. Это говорит о том, что уровень нагрузки и темп роста доходов всё-таки разные, и темпы доходов выше, чем темпы уровня нагрузки. И когда я приезжаю в некоторые аудитории – не такие благодарные, как ваша, - некоторые несознательные граждане не говорят: "Вы что, совсем с ума сошли? Учителя вон сколько получают уже. Я стою у Мартеновской печки, в таких условиях, у меня уже доходы сопоставимые с учителем…" В некоторых регионах люди из экономики уходят в преподавательскую работу", - сказал Президент.

Тема восстановления единых стандартов образования по всей стране стала, пожалуй, одной из ключевых на площадках форума. Зачастую получается, что не только в разных регионах, но и в разных школах одного региона занимаются по совершенно разным программам. Необходимо восстановить единую систему обучения по всей стране. О необходимости этого говорил и Президент.

"Что касается фундаментального ядра школьного курса, здесь вы правы, мы сделали это по истории, математики это делают в своих дисциплинах. Я думал всё время об этом, и вы сейчас сказали, что через улицу перешёл ученик пятого класса - и у него там ничего не может получиться, потому что там этого ещё не проходили или наоборот давно прошли. Это ерунда какая-то. Не могу не согласиться, и обращаю внимание на это своих коллег из правительства, прежде всего Минобразования: нам нужно восстановить единство образовательного пространства в стране. Абсолютно точно", - сказал Президент.

Одно из предложений, которое озвучили во время дискуссий участники – создать единую концепцию и учебников литературы. Год назад по поручению главы государства началась разработка единого учебника истории. Подобную же работу предлагается начать и в других пока гуманитарных предметах.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей