Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 октября 2014, 21:00

В аэропорту «Внуково» самолет взорвался после столкновения со снегоуборочной машиной

Трагедия на взлётной полосе в московском аэропорту "Внуково". После столкновения со снегоуборочной машиной взорвался частный самолет. Погиб один из самых влиятельных бизнесменов планеты, глава нефтяного концерна "Тоталь" Кристоф де Маржери, и трое членов экипажа - тоже граждане Франции.

Первые заявления, сделанные в Следственном комитете, вызывают шок - по этим данным, водитель снегоуборочной машины находился в состоянии алкогольного опьянения.

Туман и дождь, видимость — 350 метров. Незадолго до полуночи диспетчер дает разрешение на вылет. Самолет "Фалькон-50" авиакомпании "Юниджет" начинает руление по взлетному полю. Небольшое, рассчитанное на 8-9 пассажиров, воздушное судно бизнес-класса, такие еще называют бизнес-джетами. В 23:57 самолет разгоняется по выделенной ему полосе. Его скорость — 200 километров в час. В момент отрыва от земли, по одной версии, передняя стойка шасси, по другой — крыло, задевает снегоуборочную машину, которая чистит перекрестную полосу. Самолет переворачивается и падает на землю. Взрыв. Обломки разлетаются в радиусе 200 метров. У тех, кто внутри, никаких шансов. Четверо погибших: два пилота, стюардесса и единственный пассажир, президент французского нефтегазового гиганта "Тоталь" Кристоф де Маржери.

Терминал "Внуково-3" - так называемый центр бизнес-авиации. Он принимает и отправляет в основном частные самолеты. Это закрытая территория. Весь день под шлагбаумом проезжают автомобили с мигалками. Сколько людей работает на месте крушения, сказать трудно.

Следователи Следственного комитета и эксперты Международного авиационного комитета изучают каждый обломок. Как видно по кадрам, больше всего пострадал пассажирский салон. Идет важнейшая работа, которая поможет восстановить всё, до мельчайших подробностей.

Версий, что стало причиной аварии, много. Но уже можно выделить основные. Почти все они связаны с человеческим фактором.

"Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не трагическое стечение обстоятельств, как это нам пытаются преподать представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта. Что касается водителя снегоуборочной машины, Владимира Мартыненко, он задержан на 48 часов, и в ближайшее время следствие будет ходатайствовать перед судом о его аресте. В рамках уголовного дела будет проверяться причинно-следственная связь между его действиями и трагедией. Также отрабатываются и иные версии, в том числе, ошибка авиадиспетчеров. С ними активно работают следователи. Они также будут освидетельствованы на предмет употребления алкоголя и психотропных веществ", - сообщил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.

Еще утром в Следственном комитете сообщили, что водитель снегоуборочной техники - известно, что он в аварии не пострадал - находился в состоянии алкогольного опьянения. Если версия подтвердится, тогда возникает вопрос: каким образом этот работник прошел медицинское освидетельствование перед началом дежурства. Ведь водители любого аэродромного транспорта, так же как и летчики, обязаны проходить обследование перед выходом на работу. Или он употреблял прямо на работе, возможно, даже на взлетно-посадочной полосе? Адвокат водителя уже заявил, сославшись на медиков аэропорта, что его клиент вышел на работу трезвым. Как сообщил Александр Карабанов, его подзащитный страдает хроническим заболеванием сердца, он не пьет совершенно.

Версия об ошибки диспетчера - тоже одна из основных. Агентство РИА Новости, со ссылкой на собственные источники, сообщает, что руление на полосе в момент столкновения самолета со снегоуборочной машиной контролировал стажер. Как известно, при взлете и посадке диспетчер — ключевая фигура. По сути, поводырь пилота. Он отвечает за перемещение не только самолетов, но и любой другой техники на взлетном поле. Должен был видеть расположение аэродромных машин на экране радара наземной обстановки. Такая техника во Внукове есть, но, оказывается, ей не слишком-то доверяли.

"Диспетчер, кроме того, что наблюдает воздушную обстановку, может по радиолокатору наблюдать обстановку на взлетной полосе, то есть какие механизмы там двигаются и так далее. По моим данным, диспетчера неоднократно жаловались, что у наземного локатора, которым оборудовано Внуково, очень плохое разрешение и не всегда можно четко определить, есть на полосе механизм какой-то или нет", - говорит помощник председателя Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Ободков.

А ведь еще существуют и данные спутниковой навигации GPS или GLONASS, которые из космоса определяют положение любой техники на аэродроме с точностью до нескольких метров, и передают информацию диспетчеру. В некоторых российских аэропортах такое оборудование есть. На сайте системы ГЛОНАСС мы нашли сообщение, датированное еще 2008-м годом. В нем сообщается о планах оснащения наземного транспорта во Внукове навигационным оборудованием, но было ли это сделано за прошедшие шесть лет – неизвестно. В пресс-службе аэропорта сегодня от каких-либо комментариев на эту тему отказались.

Еще об одном обстоятельстве рассказали в профсоюзе авиадиспетчеров России. По словам одного из его руководителей, Олега Бабича, на каждой полосе должны работать по два диспетчера старта, на противоположных концах взлетки. Даже при плохой видимости кто-то из них обязательно заметил бы снегоуборочную машину. Однако, по данным профсоюза, во Внукове после сокращения штатов, должности второго диспетчера убрали. Стажер просто не имел права работать без профессионального инструктора. Но был ли такой человек на месте, неизвестно.

Еще одна характерная деталь: накануне, всего за несколько часов до катастрофы, на сайте Внуково отрапортовали, что аэропорт к зимнему сезону готов. При этом побывавший сегодня здесь замминистра транспорта Валерий Окулов охарактеризовал случившееся следующим образом: "Раздолбайство, что слов нет". От других комментариев он отказался.

Наконец, еще одна версия, связанная с человеческим фактором: были ли виноваты в чем-либо пилоты? Многие эксперты уже сейчас твердо говорят нет. В условиях видимости, что были вчера ночью, шансов спасти и спастись у них, скорее всего, не было.

"Особенность полосы во Внуково то, что она, как мы выражаемся, "горбатая" то есть на старте пилот не может видеть полосу от и до. Я могу сказать однозначно: если пилот получает команду на взлет, с него снимается полностью вся вина", - сказал помощник председателя Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Ободков.

Возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности гибель нескольких человек". Весь день следователи допрашивают работников аэропорта. Как заявили в СКР, возможно, в ближайшее время ряд сотрудников будет отстранен от служебных обязанностей. Речь о тех, кто может помешать расследованию. Правовая оценка будет дана всем, вплоть до руководства.

В ближайшее время в столице должен приземлиться самолет с экспертами из Франции, которые тоже примут участие в расследовании. Без них Международный авиационный комитет принял решение не вскрывать найденные бортовые самописцы, которые в хорошем состоянии.

Читайте также: