Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
11 ноября 2014, 21:39

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка, посвящённая столетию Георгия Костаки

Уникальный по советским меркам человек собрал невероятную коллекцию русского авангарда - и подарил её Советскому Союзу прежде, чем уехать навсегда.

Его имя - Георгий Костаки. Его профессия - шофер в английском посольстве в Москве, а затем завхоз в канадском. А судьба - войти в историю, как обладатель самой ценной коллекции русского авангарда и доказать всем - если верить в себя, можно свернуть горы. Когда называли "чудаковатым греком, собирающим ненужный хлам", Костаки продолжал покупать еще не признанные шедевры Родченко, Ларионова, Зверева, превращая свою квартиру в музей. Дочь коллекционера Алики Костаки хорошо помнит, как в ее комнате прямо над кроватью висело полотно - "Восстание" Климента Редько. А отец был уверен, придет время, и за этой работой коллекционеры всего мира будут буквально охотиться.

"Она висела у меня в спальне. Однажды человек 15 зашло, он сказал: они будут смотреть картину. Он её не всем показывал, потому что немного побаивался, так как она двусмысленная. Там Куйбышев, Сталин, Троцкий…" - рассказывает Алики Костаки.

У наследников Редько картина "Восстание" пылилась на чердаке. Работа Любови Поповой - была вставлена в оконную раму и заменяла разбитое стекло. Александр Родченко мог легко использовать свою картину вместо скатерти. Уставшие от того, что их искусство не принимают и не понимают, художники были готовы отдать работы буквально за скромные суммы. Впрочем, даже если денег пополнять коллекцию не хватало, Костаки находил выход, мог расплатиться даже шубой.

"Мама мне купила ондатру, а у него всегда была проблема с деньгами, и он говорит: отдай, я куплю тебе шубу. Не купил, правда. А у мамы машину забрал, когда нужны были деньги", - рассказывает Алики Костаки.

"У него не было больших средств, у него было четверо детей, которых надо было поднимать, но он собрал такую коллекцию", – рассказывает дочь Георгия Костаки Наталья Костаки.

Как коллекционер-самоучка, москвич с греческим паспортом, мог оказаться дальновиднее и смелее профессиональных искусствоведов - вопрос, на который сам Костаки отвечал просто - он слушал интуицию. А еще - впитывал веяния времени и быстро учился. У дипломатов, которых часто возил по антикварным салонам и внимательно наблюдал, на что те обращают внимание. Так началось увлечение голландцами, потом - авангардистами. С появлением которых, по словам Костаки - в его квартире стало светлее.

"Он был личностью во всём. Его квартира была не просто вариантом частного музея, это было пространство, где собиралось большое количество людей, где он играл на гитаре, пел песни, где была своя художественная жизнь", – говорит гендиректор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Способность опережать время, но главное - смелость - это тоже его Таланты. Несмотря на пристальное внимание спецслужб, Костаки продолжал знакомить со своей коллекцией всех желающих, без исключения.

"Всегда был народ, могли люди прийти. Например, Рокфеллер пришел после Большого театра. Веселая жизнь, что вам сказать. Но были очень интересные люди. У нас был и Вайда, у нас был Антониони, у нас был Стравинский…" – рассказывает Алика Костаки.

Говорят, чтобы попасть к коллекционеру домой, с улицы даже выстраивалась очередь. В том числе и из иностранцев. В одном английском путеводителе и вовсе было написано - адрес Костаки, тогда семья жила на проспекте Вернадского и ниже - "Музей русского авангарда".

Сергей Юрский был частым гостем Костаки. Говорит, возможность видеть эти картины была словно глотком свежего воздуха.

"Каждый шаг по этой комнате был поступком, мы тогда этого не осознавали, поняли потом. Увидеть эти лица ошеломлённые людей и стать одним из них - это было незабываемое впечатление", - рассказывает Сергей Юрский.

Открыть свой музей - для Костаки было главной мечтой. Но обстоятельства каждый раз оказывались сильнее. В конце 70-х коллекционер принял решение покинуть СССР и уехать в Грецию. Но прежде - подарил самую ценную часть своей коллекции Третьяковской галерее, остальное увез с собой. Подарил, говорят профессионалы, больше, чем просто произведения искусства, а часть себя самого.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей