Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
18 ноября 2014, 09:13

В Эрмитаже открылась выставка редких экспонатов, которые обрели вторую жизнь благодаря реставраторам

В главном музее Санкт-Петербурга представили шедевры, которые вряд ли когда-нибудь смогли увидеть посетители, если бы не труд реставраторов. Более 250 редких экспонатов, принадлежащих к различным историческим эпохам. Многие были практически уничтожены и на их восстановление ушли долгие годы кропотливой и филигранной работы. Последний раз такая масштабная выставка в Эрмитаже открывалась более трех десятков лет назад.

Груда переломанных деревяшек – это всё, что осталось от царских  экипажей после блокадных бомбежек. Собрать кареты помогли инструменты 18 века! Изучив старинные стамески и рубанки, нынешние мастера разгадали секреты технологий прошлого.

"Это все-таки парадная карета и она должна выглядеть парадно. Но в то же время мы должны постараться историю сохранить. Я думаю, что какие-то осколки мы будем оставлять", - говорит заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа Владимир Градов.

Отечественные реставраторы само слово "реставрация" не любят. В переводе с латыни оно означает "восстанавливать". А надо сохранять все наслоения истории на предмете, чтобы в будущем ученые могли открывать его новые свойства, его тайны.

"Возвращение памяти человечеству об утраченной цивилизации, в которой когда-то люди жили, как они думали, их изобразительное искусство, их литература", - говорит художник-реставратор лаборатории монументальной живописи Государственного Эрмитажа Елена Степанова.

Каждый год из археологических экспедиций Елена и Артем Степановы привозят полусырые куски глины. Только их опытный глаз способен заметить на них следы настенной живописи. Нужны годы кропотливого труда, чтобы проявилась  такая роспись: VI век, Согдийская цивилизация. Ничего подобного нигде в мире больше нет.

"Задача реставратора, как у врача – не навредить. Сохранить, не привнести ничего своего, не сделать красиво, а сделать правильно", - рассказывает куратор выставки "Реставрация в Эрмитаже" Наталья Полевая.

В Эрмитаже решили показать широкой публике работы своих реставраторов. Получилась выставка на несколько залов - 260 предметов, многие из которых почти никогда не выставляются, а некоторые уже давно стали символами музея.

Несмотря на кажущуюся массивность, эти вазы очень хрупкие. Отвозить в лабораторию их нельзя. В таких случаях мастера приходят работать прямо на выставку. И если заглянуть за ширму, можно понаблюдать за их ювелирным трудом.

В Эрмитаже 14 научно-реставрационных лабораторий. Здесь работают с вещами весом от нескольких тонн до сотых долей грамма. И если в мебельной мастерской в ходу инструменты 18 века, то в ювелирной – уже какие-то космические аппараты.

"Чуть больше 30 микрон — это в два раза тоньше человеческого волоса. Нельзя нагревать, нельзя мочить. Нам пришлось создать машину, которая сваривает именно такие тонкие вещи", - сообщил заведующий лабораторией научной реставрацией Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель.

Эти ювелирные украшения – кинематические заколки: порыв ветерка заставляет фигурку двигаться. Трудно поверить, что у дракона была сплющена голова, у Феникса оторваны крылья. На выставке под экспонатом всегда будет подпись, что-то вроде: предмет из коллекции Екатерины II, филигрань, Китай, 18 век. А вот имени реставратора не напишут - не принято.

Выставка рассказывает о том, насколько изменились за последние годы возможности реставраторов. При нынешних технологиях они способны вернуть к жизни предмет, который практически превратился в прах. И при этом имена этих мастеров мало кому известны. Их работы почти всегда остаются за кадром.

 

 

Читайте также: