Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 сентября 2014, 22:25

155 млрд. долларов экспортной выручки России приходятся на долю высокотехнологичной продукции

Разговоры о российской экономике начинаются и заканчиваются темой нефти и газа. И знаменитое - зато мы делаем ракеты - обычно заканчивается ироничным - и даже в области балета мы впереди планеты всей.

Но вот сухая статистика. В прошлом году экспорт России составил 526 миллиардов долларов, из них энергоносители - 371 миллиард. Но еще почти 155 - экспорт других товаров. Еще одна цифра - 10 лет назад весь российский экспорт составлял 133 миллиарда, даже с учетом роста цен - разрыв огромен. Оказалось, что у России покупают абсолютно эксклюзивные продукты, аналогов которым на мировом рынке предложить не может никто.

Зондовый микроскоп не купишь в магазине, о нем вообще вряд ли слышали те, кто всерьез не занят наукой. Но именно эти приборы позволяют увидеть то, что даже хорошо вооруженным глазом не разглядеть. Но не только - можно еще и потрогать. Например, отрезать хвост вирусу эбола - и посмотреть, что получится. Или просканировать любой материал и попытаться изменить его свойства - возможности, говорят создатели микроскопа, - безграничны.

"На уровне нано мы все состоим из молекул, атомов, и в этом смысле нет никакой ни химии, ни физики, ни биологии. Это все едино. Поэтому применения нанотехнологические настолько широки, что входят в любую область", - говорит заместитель генерального директора НТ-МДТ Андрей Шубин.

Продукцию российской компании уже давно оценили во многих странах. И заказывают целые нано-фабрики.

"Наши клиенты на на 99% - это университеты. Это ведущие нанотехнологические центры мира. Наши рынки (мы продаем в сорок стран мира) соответственно, самые крупные технологические рынки это, конечно, Европа, Америка и очень сильно и быстро развивается Китай", - говорит заместитель генерального директора НТ-МДТ Андрей Шубин.

В голландском университете уже не один год работают российское оборудование. Исследовательский комплекс может стоить больше миллиона долларов, но без технической и научной поддержки - это деньги на ветер. Поэтому ученые ценят возможность получить ответ на любой вопрос.

"Служба поддержки находится в Москве. Я могу связаться с ними или по скайпу, или через специальную программу. Там есть инженеры, с которыми я могу пообщаться. Научные вопросы возникают постоянно, и они всегда подсказывают - давайте попробуем сделать так, или вот так. И помогают контролировать программное обеспечение удаленно - и это отлично работает", - отмечает заведующий лабораторией Делфтского Технического Университета Марсель Бус (Нидерланы).

Исследования проводят для самых разных компаний - ведь, например, ответ на вопрос, как сделать материал прочнее и легче - одинаково интересен и производителям компьютеров, и авиастроителям.

Титановая штамповка, которая станет частью шасси "Боинга-777", производится на заводе под Екатеринбургом. Конкурент американского лайнера, самый большой пассажирский самолет в мире – "Эйрбас А-380" тоже в каком-то смысле российский. Титан и для него покупают здесь.

"Мы поставляем более 50% потребностей "Аэрбаса" в титане и в изделиях из титана в принципе. Сколько в конкретном самолете - сказать сложно. Например, по шассийной группе А-380 мы практически единственные поставщики, то есть поставляем 100%", - отмечает генеральный директор ОАО корпорация ВСМПО-АВИСМА Михаил Воеводин.

Российские спутники покупают во всем мире - и секрет успеха, говорят производители, довольно простой. Кроме качества и надежности покупатели ценят удобство. И если выбрать здесь, то не нужно думать, как потом спутник окажется в космосе.

"Заказчику, особенно зарубежному, эта морока, эта увязка одной компании с другой, увязать графики изготовления и запуска - это очень сложно. Поэтому мы эту услугу предлагаем и российскому, и зарубежному заказчику. Кроме этого, мы предлагаем возможность управления, потому что у нас очень много наземных станций, и мы очень удобно расположены", - говорит Генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнёва" Николай Тестоедов.

Ели бы мы не делали ракеты, услугу "спутник под ключ" предложить было бы трудновато. Не говоря уже о том, что все пилотируемые старты - только на российской технике. Двигатели самарского завода стоят и на американских ракетах. И Европа покупает для коммерческих запусков.

"Поставляем двигатели для "Союза-2", который запускается из Гвианского космического центра. А там обслуживается Европа. Имеется в виду - французы, наверное, немцы будут обслуживаться", - говорит главный конструктор ракетных двигателей ОАО "Кузнецов" Валерий Данильченко.

За топливом для атомных станций - тоже в Россию. И в отличие от нефти и газа - это высокие технологии. Мало кому в мире доступные. На заводе в Подмосковье делают то, что потом и окажется в реакторах в нескольких странах. Это и есть ядерное топливо - так называемая таблетка из двуокиси урана. Держать ее в руках до того, как она попадет в реактор, говорят, абсолютно безопасно. Ну, а защита - на всякий случай.

Эти таблетки положат в специальные контейнеры и отправят в Индию. На других линиях - собирают топливные элементы для российских и европейских станций. Здесь таблетки уже внутри металлических трубок - каждая из них пройдет несколько контрольных операций, прежде чем попасть на сборочный стол. В результате получается тепловыделающая сборка. Ее потом и загрузят в реактор. Тысячи таких разойдутся с этого завода по всему миру. Конкуренция, говорят на заводе, с каждым годом становится жестче. Но главное в этом бизнесе - безопасность.

"Мы поддерживаем высокое качество своей продукции, высокую надежность продукции, поэтому это позволяет нам быть конкурентоспособными на рынке ядерного топлива, побеждать в тендерах при заказах новых видов, при пусках новых станций, новых реакторов", - отмечает технический директор ОАО "Машиностроительный завод" Алексей Жиганин.

Атомную станцию в Венгрии построили еще в начале восьмидесятых. И работает она на российском топливе. Впрочем, с тех пор технологии шагнули вперед.

"Очень важный пример - первоначальные блоки на 440 мегаватт сегодня вырабатывают уже по 500 мегаватт. Это не было бы возможно без совместной работы со специалистами из России", - говорит генеральный директор АЭС Пакш Иштван Хамваш (Венгрия).

В ближайшие годы здесь должны появиться еще два энергоблока.

А в Финляндии Росатом построит новую атомную станцию. Совместные проекты есть и в Китае - и это далеко не предел.

"Мы ставим перед собой крайне амбициозные задачи по присутствию на международных рынках. То есть в цифрах это выйдет примерно следующим образом. В 2011 году у нас было чуть меньше 40 миллиардов долгосрочных заказов, а в прошлом году у нас было уже чуть меньше 75 миллиардов, в этом году русская партия Росатома имеет почти 100 миллиардов долгосрочных заказов", - отмечает генеральный директор ОАО "Конценрн Росэнергоатом" Евгений Романов.

Речь, разумеется, о долларах. Атомная энергетика - дорогое приобретение. И в российском несырьевом экспорте занимает солидное место. Но далеко не единственное.

"Доля экспорта машинно-технической и высокотехнологичной и инновационной продукции в нашем экспорте медленно, но растет. В нашем экспорте доля сырьевых товаров составляет 52%, тем не менее, 48% нашего экспорта - это несырьевая продукция. И в рамках этой ниши несырьевой продукции мы достаточно конкурентоспособны на различных рынках", - отмечает директор департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Вероника Никишина.

Расхожее мнение о том, что Россия, кроме нефти и газа продает разве что икру и водку - уже давно устарело. Мир, конечно, не ездит на "Жигулях", но вот КАМАЗы покупает с удовольствием.

Российские тяжелые грузовики продаются в 40 странах - в том числе и в Европе. Даже если не брать в расчет экспорт оружия и военной техники - стране есть, что предложить.

Хотя танков и самолетов тоже никто не стесняется.

Читайте также: