Первая за 30 лет кругосветная экспедиция ВМФ России завершилась в Кронштадте
В Кронштадте пришвартовался флагман океанографического флота - корабль "Адмирал Владимирский". Позади - тысячи километров и десятки открытий, которые послужат не только науке, но и экономическим интересам страны. На берегу моряков встречали сослуживцы и близкие.
Они не видели своих родных почти полгода. Но, кажется, сегодня – те полтора часа, пока судно швартовалось в гавани Кронштадта, морякам и их семьям, дались ничуть не легче.
В путешествие "Адмирал Владимирский" отправился в августе прошлого года. Позади почти 60 тысяч километров. Судно прошло через Балтийское, Северное и Баренцево моря. Побывало у берегов Северной и Центральной Америки. Бороздило воды Тихого океана, через Панамский канал вышло в Атлантику, чтобы пересечь её на финальном этапе. В родном порту их встречали как героев - под звуки гимна и по старой флотской традиции жареным поросёнком. Но, конечно, самое ценное - объятья родных и поздравления коллег.
Такой экспедиции не было 30 лет. "Адмирал Владимирский" уже ходил в кругосветку – тогда по южным морям. Теперь предстояло изучить акваторию Севморпути. Казалось бы, что можно узнать нового в Арктике в XXI веке? Но ученые признаются: чуть ли не каждый день собирали новые данные и сами удивлялись полученным результатам.
Они доказали, что в море Лаптевых действительно обнаружен целый остров. Его впервые заметили полярные лётчики в 2013-м – назвали Яя - так закричали, когда не могли решить, кто же первый заметил сушу. И вот на корабельных картах Яя уже обозначили как полноценный остров. Он находится недалеко от Тикси, между Тикси и островом Столбовым.
"Увидеть новый остров – это всё равно как открыть новую планету в космосе. Этот остров был раньше нанесён, как отмель, с 0,5-0,7 метра под водой", - капитан океанографического научно-исследовательского судна "Адмирал Владимирский" Александр Пышкин.
С открытием новых земель граница России расширилась на 400 квадратных километров. Всего же за время экспедиции ученые обнаружили больше десятка новых точек. Хребты, морские впадины, подводные горы, о которых до сих пор мореходы не знали. И после перепроверки данных они появятся на мировых картах.
Им не раз пришлось плыть в непогоду. В Тихом океане, например, почти две недели обходили разрушительный тайфун "Нури". Гидрологический зонд опускали дважды в день. Современное оборудование позволило подтвердить догадки ученых: глобальное потепление - не просто слова. Повышение воды всего на несколько десятых градуса, но на климате это уже заметно.
"По Северному морскому пути отмечена тенденция к повышению температур. Кромка льдов сместилась севернее", - отмечает начальник гидрометеорологической службы океанографического научно-исследовательского судна "Адмирал Владимирский" Сергей Уфимцев.
Это значит, что в скором времени пройти северные моря по пути из Европы в Азию можно будет без ледокольного сопровождения. А это сократит расходы на перевозку миллионов тонн грузов. Впереди у моряков и ученых – несколько месяцев отдыха после затяжного плавания. А затем – курс к новым берегам. На сей раз в Антарктиду.