Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
17 апреля 2015, 12:14

XXI «Золотая маска» в этом году смешала даже то, что, казалось бы, совместить невозможно

Классическая музыка и экспериментальная хореография, взрослая притча на основе детской сказки и творчество ребенка в сценографии серьезного спектакля.

Балет математической точности, где каждый поворот, шаг или взмах руки просчитаны до миллиметра. "Симфония в трех движениях", впервые поставленная в России Пермским театром оперы и балета, претендует на приз как лучший балетный спектакль. Еще в программе пермской труппы номинированный на "Маску" за мужскую роль "Аполлон Мусагет" и "Рубины". Они уже знакомы российскому зрителю.

"Все три балета на музыку Стравинского, и вечер называется "Век танца", потому что именно Стравинский определил музыку XX веке, а Баланчин развитие хореографии XX века, они проложили, так сказать, дорогу в XXI век", - отмечает главный балетмейстер Театра оперы и балета г. Пермь, худрук постановки Алексей Мирошниченко.

Основоположник школы американского балета и всего неоклассического балетного искусства Баланчин родом из Грузии. Его настоящее имя — Георгий Баланчивадзе. Он учился в Петербурге, был хореографом знаменитых "Русских сезонов" Дягилева, где и начал работать со Стравинским, а уже в Америке поставил балет на одно из самых сложных произведений композитора - "Симфонию в трех движениях". Именно в ней, как утверждал Баланчин, можно "видеть" музыку и "слышать" танец.

"Это удивительно гармоничное сочетание рационального и эмоционального меня просто восхищает в музыке Стравинского, чтобы я не играл, когда бы я не играл", - признается дирижер Пермского театра оперы и балета Валерий Платонов.

Большой драматический театр им. Товстоногова привез на "Золотую маску" "Алису". От сказки Кэрролла в ней остался только антураж и имя сказочной девочки. Спектакль - своего рода посвящение Алисе Френйдлих. Сделать ее повзрослевшей кэрролловской героиней режиссер Андрей Могучий задумал задолго до того, как возглавил этот театр. Сценарий писался прямо на репетициях всей труппой. Туда же вошли несколько воспоминаний из жизни самой Алисы Бруновны.

"Получилась такая история, сочинение, где я сейчас даже точно не могу сказать, чья история. При помощи кэрроловских технологий, скажем так, попытались сделать такое путешествие в свой внутренний мир", - поясняет режиссер Андрей Могучий.

С каждым персонажем у героини Фрейндлих свой диалог. Она узнает в них тех, кто встречался ей в жизни и был дорог. В абсурдных спорах все чаще мелькает истина. А зрители, которые оказываются на сцене среди декораций, погружаются в мир Алисы

"Я человек старомодный, привыкла к четвертой стене, мне это совершенно необходимо и такая открытость всего, что происходит, мне была непривычна, поэтому пришлось перестраиваться. Но, кто это сказал, по-моему, Арбузов сказал: "Даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала", - говорит народная артистка СССР Алиса Фрейндлих.

Кроме сказки для взрослых БДТ представил в столице кукольный спектакль "Когда я снова стану маленьким". Режиссер Евгений Ибрагимов, обладатель нескольких "Золотых масок", создал вселенную персонажей Януша Корчака, польского писателя и педагога. Он погиб в 1942 году в газовой камере вместе с приговоренными детьми-евреями добровольно: ему предлагали спастись, но он отказался оставить воспитанников. Впрочем, пьеса не о смерти, уверяет постановщик — о жажде жизни.

Дюжина чемоданов на сцене — багаж воспоминаний. Детских. Самых первых и потому самых ярких: первая любовь, школьный урок, на котором впервые услышали об эскимосах, и даже взрослые трагедии глазами ребенка. Спектакль семейный, категория 6+, но создатели намекают: родителям он, возможно, будет даже полезнее, ведь это погружение в большой мир маленьких людей — обратно в детство.

"Просто хотелось бы, чтобы люди почитали Януша Корчака, ну, не знаю, прониклись бы, подумали бы, куда они идут, как воспитывают своих детей. Детей надо уважать — вот о чем", - поясняет режиссер Евгений Ибрагимов.

Сюрпризы пьесы не только в чемоданах. Все фортепианные партии написал 7-летний мальчик Семен, аутист. Впрочем, это не мешает ему быть гением, считает режиссер. А актер Тарас Бибич, номинированный на "Маску", никогда прежде не играл в кукольном театре и освоил самое сложное в этом жанре: играть с куклами на равных.

"Зрители, друзья мои, которые потом говорят: "Мы о тебе забываем в какой-то момент, мы смотрим только на кукол", - рассказывает актер Тарас Бибич.

"Золотая Маска" вышла на улицы, площади и даже рынки. Продавцы и покупатели на несколько минут становятся зрителями необычного театрального шоу. И даже когда стихийный театр исчезает, публика не спешит расходиться: хочется, чтобы праздник продолжался. Торжественное вручение главной театральной премии страны уже совсем скоро.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей