В Нью-Йорке труппа Бориса Эйфмана представляет свой новый спектакль «Up & Down»
Академический Театр балета Бориса Эйфмана привёз на гастроли в Америку несколько постановок, которым рукоплескали в России и Европе. Спектакль "Up & Down" поставлен по мотивам романа Фицжеральда "Ночь нежна".
Даже для труппы, танцующей не на пуантах, ежедневная разминка - это па из классического балета. В этих стенах великий Жорж Баланчин (при рождении Георгий Баланчивадзе), отец американского балета, переплавлял стандарты Императорской школы Санкт-Петербурга в современный классический танец. 17 лет нью-йоркский Сити-центр был для Баланчина домом и храмом. Теперь сюда регулярно приезжают артисты из России.
Балет Бориса Эйфмана "Up & Down", то есть "Вверх и вниз" - история талантливого доктора, влюбившегося в свою пациентку и оставившего практику ради светской жизни, трагедия человека, разменявшего талант на блеск мишуры и заплатившего за это сполна.
"Есть какие-то моменты, которые актуальны для меня, как для художника, но, может, не актуальны сегодня в обществе. Этот спектакль именно затрагивает проблему божьего дара, который бог дал человеку, и как нужно беречь этот дар, как нужно хранить его, развивать и служить", - поясняет балетмейстер Борис Эйфман.
Балет создан по мотивам романа Френсиса Скотта Фицжеральда "Ночь нежна". Его не раз ставили на сцене и в кино. Олег Габышев, исполнитель главной партии, готовился к роли не только у станка.
"И фильм посмотрел, и книгу прочитал, и какие-то свои мысли. И даже современные фильмы тоже подсказывали, какие сейчас доктора. Потому что волей-неволей Борис Яковлевич интерпретирует все для нашего поколения", - отмечает Обег Габышев.
Действие происходит в безудержные 20-е, великую эпоху джаза, как ее назвал сам Фицжеральд. Они переданы музыкой Гершвина. Но в спектакле звучит и Шуберт, и Антон Берг.
"Есть многие, кто не поддерживает такую идею эклектики музыкальной. Но, с другой стороны, это тоже очень современно, потому что мы живем в мире, где Бах и рок-музыка - все смешалось", - говорит Борис Эйфман.
Балетные туники сменяют вечерние платья и каблуки. Классические па чередуются с чарльстоном. Смелости российской труппы можно позавидовать: привезти современный балет в мировую столицу современного балета, сыграть джаз в городе джаза, и рассказать Фиджеральда публике, которая знает его от первой до последней буквы.
Впервые спектакль представили в Санкт-Петербурге минувшей зимой. Это самая дорогая (во всех смыслах) постановка в истории труппы: почти полторы сотни костюмов, тонны декораций, новейшего сценического оборудования. "Up & Down" уже показали в Братиславе, Париже, Риге. Американская премьера состоялась недавно в Чикаго. Это был настоящий триумф.
"Так громко, так тепло нас еще не принимали, хотя сколько мы ездим. Просто за каждым номером, после каждого дуэта, кордебалетной сцены всегда был шквал аплодисментов, и в конце зал просто взорвался!" - рассказывает солистка Балета Эйфмана.
Известный фотограф Нина Аловерт, снимавшая Барышникова, Нуреева и Плисецкую, танцевавших, кстати в Нью-Йорк Сити-Центр, работает над новой серией балетных фотографий. Театр Бориса Эйфмана уже давно предмет ее творческого интереса. Этот коллектив из России считают в Америке одним из самых ярких и интересных. В зале - больше 2200 мест. И все билеты на премьеру проданы.