Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
30 мая 2015, 10:15

Уникальная выставка киноплакатов эпохи русского авангарда открылась в Москве

Есть настоящие шедевры - например, афиша к ленте "Броненосец Потемкин". Лучшие работы для этой экспозиции собирали из частных коллекций.

Секрет притягательности русского авангарда искусствоведы пытаются разгадать десятилетиями, но чтобы просто почувствовать силу этих работ, достаточно одного взгляда. Даже сейчас, спустя почти сотню лет после создания, они, что называется, бьют без промаха. Пробуждая интерес и желание посмотреть старое кино. Именно в этом и заключался талант художников – нарисовать плакат так, чтобы огорошить зрителя, завладеть его вниманием.

"Сам плакат "прыгает" на человека. То есть он настолько яркий, он настолько привлекает и заполняет, что хочется туда войти. Это такой манок, чтобы прийти и посмотреть фильм", - говорит внучка Владимира Стенберга Виктория Стенберг.

Виктория Стенберг – внучка Владимира Стенберга, одного из двух братьев, ставших классиками советского киноплаката. Они были ровесниками XX века: один родился в 1900, другой - годом раньше. С юных лет занимались рисованием. В 20-е годы они уже задавали тон среди молодых советских конструктивистов. И глядя на их красочные работы, не сразу и вспоминаешь, что своими афишами художники на самом деле рекламировали немое черно-белое кино в стране, еще не успевшей оправиться от гражданской войны.

"Это было великолепное искусство в то время, когда не было ничего другого – ни радио, ни телевидения, даже газет народ не читал, а плакаты висели везде и всюду, тиражи ведь были, например, 20 тысяч - это колоссальная аудитория", - говорит искусствовед, историк плаката Нина Бабурина.

Еще одним секретом братьев Стенбергов стали новаторские приемы, перенесенные на бумагу из кинозала. Крупный план, сочетание разных ракурсов – они, как кинорежиссеры, словно монтировали свою картину, находясь под впечатлением от творчества советских киномастеров. Каждая афиша – это будто фильм в миниатюре. Одна из них была нарисована для эпопеи "Октябрь", снятой Сергеем Эйзенштейном. Для его же фильма "Броненосец Потемкин" Стенберги нарисовали один из своих главных шедевров. Всего же за несколько лет они создали три сотни киноафиш. Днем художники смотрели кино, к утру плакат был готов.

"Они приходили домой в мастерскую, брали лист ватмана и приглашали мою бабушку, жену Владимира, она должна была обязательно прикоснуться губами к этому листу ватмана - и после этого начиналось колдовство", - рассказывает Виктория Стенберг.

Впрочем, колдовством это называем сегодня мы, а братья Стенберги никогда не употребляли даже выражения "наше творчество", предпочитая называть это просто работой. Кстати, по этой причине до нас почти не дошли оригиналы плакатов – на выставке их всего несколько экземпляров – хранить их художники не считали нужным. Зато теперь даже отпечатанные в типографии афиши ценятся так высоко, что на аукционах за один плакат могут давать сто тысяч фунтов стерлингов. То, что создавалось с практической целью, как обычная реклама, спустя десятилетия стало утонченным искусством.

Читайте также: