Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
31 мая 2015, 21:28

Специалисты «Роскосмоса» объяснили череду аварий ракеты-носителя «Протон» техническими недостатками

Роскосмос понял, почему падают "Протоны". По крайней мере, об этом заявили на неделе. Заявление чиновников звучало очень образно – "Протон" болел давно, еще с 1988 года. То есть, если говорить сухим языком технологов, в конструкции ракеты были просчеты. Получается, что крайне дорогостоящие аварии с шумом космического масштаба, с извинениями перед теми, чьи спутники сгорают вместе с "Протоном" в атмосфере, были обычным просчетом создателей.

На этой же неделе комиссия ответила на вопрос, почему в 2013 году на взлете упал тот же "Протон" - потому что технология приемки перед стартом была нарушена. А ведь космос, в котором мы были впереди планеты всей - не просто крайне дорогостоящая область с точки зрения высоких технологий. Это категория репутационная. Ведь на фоне заявлений китайцев, что пошлют в иные миры ракеты с графеновыми двигателями, американцев - что готовы лететь на Марс, и их аппараты уже привозят отличные фотографии планеты Плутон, слова о том, что "Протоны" болеют с прошлого века, уже означают, что вряд ли наши следы останутся "на пыльных тропинках далеких планет".

В конце этой недели стало известно, что недавняя авария ракеты "Протон", из-за которой был потерян мексиканский спутник, связана с конструктивным дефектом. Нет, это не просчёт академика Чаломея, который создал эту надежную ракету 50 лет назад. Это вина позднейших "улучшателей". Только из-за одного изменения конструкции в третьей ступени "Протона" Россия уже потеряла несколько таких ракет, причём одну - ровно год назад, и тоже 16 мая.

"Причина нештатного завершения полёта ракетоносителя "Протон-М" - отказ рулевого двигателя третьей ступени из-за повышенных вибронагрузок. Отказ имеет конструктивный характер. Работой комиссии выявлен ряд несоответствий в системе менеджмента качества на предприятиях промышленности. В течение месяца будет разработан план мероприятий по их устранению. Дату следующего запуска "Протон-М" Роскосмос сообщит в течение июня 2015 года", - сообщил на пресс-конференции глава Федерального космического агентства Игорь Комаров.

Эта авария могла бы стать последней каплей, но ещё до падения мексиканского спутника на самом верху было признано — космическая отрасль в глубоком кризисе. Ракеты и космические корабли, разработанные более полувека назад, падают чаще, чем при Королёве.

"Со временем одни и те же ракеты – фактически, их надежность должна повышаться, обязана просто. Отрабатываются технологии, все прочее. Обычный процесс. У нас же, наоборот, явное ухудшение. Причина здесь основная - это нарушение технологических циклов, технологических инструкций. Сокращаются испытания, не проводится в полном объеме проверка, которая была раньше задумана. Более, так сказать, упрощенное, я бы сказал резко наплевательское отношение к делу тех, кто занимается изготовлением сборок", - комментирует ситуацию руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Вот эта третья ступень — она вполне могла бы стоять в музее космонавтики, но из неё, как и из всей ракеты, выжимают последнее. Она создавалась не для того, чтобы зарабатывать деньги, она зарабатывала престиж страны. С её помощью выводили на орбиту "Мир" и МКС, она отправляла к Луне, Марсу и Венере автоматические станции. Её конструкторы и представить не могли, что в XXI веке тот же самый "Протон" из последних сил будет конкурировать с современными ракетами США, Франции, Китая, а теперь уже Индия наступает нам на пятки.

"Действительно, мы теряем колоссальные деньги, труд рабочих и финансовые трудности. Бывает. Это же все-таки техника. Да, конечно, это не годится", - стоически замечает заместитель генерального директора КБ имени Хруничева Александр Воронков.

Да, бывает всякое: то в бак залили лишние полторы тонны топлива — минус спутник "Экспресс", то перепутали местами датчики — минус три спутника "ГЛОНАСС".

"Я просто не могу себе представить, как при Королеве, когда на космическое производство брали лучших из лучших, не только инженеров и конструкторов, но в том числе, и слесарей-сборщиков, монтажников, как при Королеве кто-то мог бы допустить такую грубую ошибку. Ну, только, простите, если кто-то в пьяном виде был на конвейере. Это тоже абсолютно невероятная возможность", - говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш.

Отказывает даже та техника, которая раньше почти никогда не подводила. Ровно месяц назад сверхнадёжный космический грузовик "Прогресс" не долетел до МКС и сгорел в плотных слоях атмосферы.

Космический корабль "Прогресс" выводится на орбиту трехступенчатой ракетой носителем "Союз". Через две минуты полёта отделяется первая ступень, ещё через две с половиной, вторая, последней отделяется третья ступень. И вот в момент отделения третьей ступени что-то пошло не так, и корабль начал неконтролируемое вращение.

"Черных ящиков" на ракеты не ставят, виновных ищут до сих пор: причина то ли в самой ракете, которая ведет родословную от знаменитой королёвской "семерки", то ли в космическом корабле, который изготавливают в Подмосковье на РКК "Энергия".

"У нас нет абсолютной нехватки кадров, у нас не работают китайцы, вьетнамцы. У нас работают выпускники ведущих вузов нашей страны. Мы ведем видеонаблюдение, фотографирование наиболее ответственных операций. Это очень много уровней, этапов контроля за техникой. Но еще раз говорю, ну, на старуху бывает проруха", - говорит президент ОАО РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

Говорить, что всё в отрасли плохо, было бы несправедливо. Вспомним, например, что американская ракета "Атлас" пока ещё летает на двигателях производства той же "РКК "Энергия", а сами американские астронавты пользуются услугами наших "Союзов". Но это пока. Американцы расчётливы, и если им выгодно, они даже санкции не применяют. При этом с огромной скоростью готовят целый ряд новинок, которые могут оставить нас по-настоящему в прошлом космическом веке.

Когда на космос шли неограниченные ресурсы, решалась любая задача: искусственный спутник — пожалуйста, человек в космосе — мы первые, скопировать "Шатл" - да мы наш "Буран" даже лучше сделаем. "Буран", кстати, остался последним амбициозным проектом в космосе, который и сожрал все деньги отрасли. Вот только возить на нём оказалось нечего. Так и остался он эдакой подкованной блохой, которая скачет теперь из одного парка культуры в другой. Обидно, особенно его создателям.

"Есть ли у нас технические возможности полететь на Марс, есть ли у нас технические возможности для того, чтобы освоить Луну — есть. И если будет такая задача, промышленность напряжётся, перестроится и будет их выполнять. Я считаю, что особенность момента в том, что космос в нынешних условиях должен максимально служить людям, улучшать качество жизни на земле и работу предприятий. Мы не слишком плохие и не слишком хорошие, мы просто перезрели с точки зрения необходимости проведения реформ, а реформы требуют времени, денег и точки опоры", - считает глава Федерального космического агентства Игорь Комаров.

Команда Игоря Комарова пришла в Роскосмос совсем недавно. Задачу они перед собой ставят амбициозную, хотя многие считают, что невыполнимую: перевести на рыночные рельсы локомотив, который создавался совсем для другого. Это раньше считалось, что космос, как и война, всё спишет, что кредиты возвращать не надо, что на "престиж страны" денег дадут, сколько попросят. Только престиж теперь понимают по-другому — чтобы ракеты на старте не падали, чтобы спутники не тонули в океане, а уж потом можно и на Марс полететь или к звёздам, если это кому-нибудь нужно.

 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей