Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
25 сентября 2015, 18:06

Учебник обществознания, вызвавший полемику в школьном сообществе, может быть изъят из продажи

Большой скандал разразился вокруг учебников обществознания издательства "Дрофа", их используют во многих школах. В то время как россиян отовсюду учат толерантности и уважению людей с ограниченными возможностями, в книге, одобренной Министерством образования, предлагается совершенно иная точка зрения.

Там говорится, что и личностью-то некоторых больных назвать нельзя. Понятно, что восьмиклассники, которым предлагалась такая трактовка, в силу своего возраста, возможно, и не могли с этим поспорить, но думающие родители возмутились.

Прорубая окно в мир знаний, он живёт как на качелях — то вверх, то вниз. За прорывом, когда кажется, что вот он, растёт гений, Андрей неожиданно может совсем потерять интерес к учёбе, а потом будто с новыми силами снова сесть за учебники.

Когда Андрею поставили диагноз "аутизм", родители сразу решили — он пойдёт в школу совместного, или как говорят специалисты, инклюзивного обучения. В классе он занимается вместе с обычными детьми. И, как говорят учителя, его успехам порой могут позавидовать многие сверстники. Неудивительно, что историю с учебником обществознания, в котором таких детей с особенностями развития посчитали "не личностями", здесь восприняли очень лично.

"Есть какие-то группы лиц, которые нехорошие, плохие, которые относятся к разряду человеческого мусора, а вы ребята хорошие, вы не такие. То есть, в принципе, это посыл, при котором можно отстраивать воспитательные маневры за счет ущемления кого-то", - говорит президент ассоциации "Центр проблем аутизма" Екатерина Мень.

Учебник обществознания под авторством Анатолия Никитина и сейчас находится в свободной продаже. По крайней мере, журналисты без особых проблем нашли и купили его в одном из книжных магазинов Москвы. Скандал разразился после того, как внимательные восьмиклассники обнаружили в пособии сентенции, мягко говоря, сомнительного содержания.

Фрагмент главы "Духовный мир личности", десятая страница, текст, согласно которому школьники должны, видимо, учиться, как относиться к сверстникам с особенностями развития. "Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Говоря иначе, он не является личностью".

Школа № 57 - одна из тех, где занятия по обществознанию проводятся именно по этому учебнику. В самой школе от комментариев отказались, заметив только, что прежде чем попасть на парты, учебник прошёл три экспертизы - научную, педагогическую и общественную и не раз переиздавался.

В Министерстве образования признают, что учебник был написан в соответствии с федеральными образовательными стандартами и рекомендован к использованию экспертами.

"Мы выясняем причины, по которым данный фрагмент был включен в текст, в содержание учебника. Все необходимые экспертизы были пройдены и учебником, про который мы сейчас с вами говорим. Так, научную и педагогическую экспертизу проводила Российская Академия наук. Общественную экспертизу данного учебника проводило некоммерческое партнерство "Лига образования", - рассказал заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин.

Скандальное пособие будет изъято из продажи. Об этом говорят теперь и в Министерстве образования, и в издательстве, которое выпустило в тираж этот учебник.

"В ближайшее время учебник будет отправлен на дополнительную независимую экспертизу, по результатам которой можно будет сделать какие-то окончательные выводы. В том случае, если учебник получит отрицательное заключение экспертов, мы готовы изъять его, отозвать его из школ и заменить на другой учебник по обществознанию", - сообщил главный редактор издательства "Дрофа" Руслан Гакуев.

Между тем, профессиональные психологи и правозащитники, ознакомившись с содержанием учебника, обратили внимание и на ещё одну деталь: не считать человека гражданином на основании его болезни — это ведь ещё и нарушение Конституции.

"Мы не можем таким образом формировать мнение детей, не можем формировать их неокрепшие мозги. Это приводит к тому, что формируются этакие ярлыки, которые навешиваются на человека и сопровождают его всю жизнь, сильно мешают жить", - уверена психолог Светлана Коваленко.

Похоже, авторы выбрали не самый удачный способ изложения этой сложной темы для школьников. Под огонь общественного обсуждения они попали, скорее всего, ещё и потому, что ориентировались на постулаты старой советской академической науки. А с тех пор - по крайней мере, в это хотелось бы верить Андрею и его друзьям из московской школы - отношение к особым людям не только в науке, но и в обществе всё же изменилось.

 

Читайте также: