Совместный проект России и США по перемирию в Сирии передан в Совбез ООН
Россия и США передали в Совбез ООН проект резолюции по перемирию в Сирии. Документ закрепляет положения Совместного заявления Москвы и Вашингтона, сделанного в начале этой недели. Международному сообществу предлагается одобрить вводимый с завтрашнего дня режим прекращения огня между правительственными войсками Арабской республики и вооружённой оппозицией.
При этом американские политики и военные начинают публично подвергать сомнению перспективы перемирия. Чем вызвано столь непоследовательное поведение?
В Совбезе распространили проект резолюции, о которой информационные агентства сообщали с пометкой "молния" - совместный документ России и США в поддержку прекращения огня в Сирии и активизации в регионе политического процесса. В тексте говорится, что перемирие должно начаться 27 февраля, как только в Дамаске наступит полночь. Как сообщают источники в ООН, проект резолюции будет поставлен на голосование уже сегодня.
Перед Совбезом выступит спецпосланник по Сирии Стаффан де Мистура, который расскажет о подготовке к прекращению огня. Ожидается, что он также объявит дату возобновления межсирийских переговоров. Ранее сообщалось, что это может произойти через неделю после начала перемирия. Между тем, накануне президент США Барак Обама после заседания Совета национальной безопасности в Госдепе говорил о перспективах перемирия с немалой долей сомнения.
"Война в Сирии не только гражданская, но и гибридная, между региональными державами, отражающая глубокие политические и религиозные противоречия. Если перемирие вступит в силу, и это еще большое "если", оно может снизить уровень насилия. Возможно, оно откроет дорогу к политическому урегулированию кризиса, что в итоге позволит всем сосредоточиться на борьбе с ИГИЛ", - сказал Барак Обама.
Перемирие еще не началось, а в американской прессе все чаще говорят о некоем запасном плане, плане Б, который якобы разработан Вашингтоном.
"С недоумением услышали первые отклики из Вашингтона по поводу совместного документа. Не ожидали, что некоторые должностные лица США будут в диаметрально противоположном ключе интерпретировать российско-американскую договоренность о содействии прекращению боевых действий в Сирии. Позитивно, что это были первые отклики. Хотя, действительно, это было похоже даже на попытку саботажа данного документа рядом представителей. Это была первая "волна", которую, видимо, удалось сбить", - заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
На самом деле, это - попытка сохранить хорошую мину при плохой игре. Другого готового варианта у Белого Дома нет, уверены многие политологи.
"В Вашингтоне, особенно в Конгрессе, но и в администрации президента тоже есть влиятельные голоса, которые говорят, что Обама и так слишком идет на поводу у Путина, что слишком тесно сотрудничает госсекретарь Керри с министром Лавровым. Разговоры о плане Б помогают этим голосам ответить: "Ребята, мы не слабаки и мы не наивные. Вот мы согласились пока на перемирие, но если оно не будет развиваться так, как нам надо, то у нас есть альтернативные варианты". Обаме, что называется, и хочется, и колется. Ему не хочется влезать в военную ситуацию в Сирии, ему хотелось бы, чтобы это перемирие сработало, но не ценой таких договоренностей с Россией, которые сделали бы уязвимыми для критики со стороны республиканцев в Конгрессе", - считает президент Центра национальных интересов Дмитрий Саймс.
Свои ведомственные интересы отстаивают и американские силовики. Глава Пентагона Картер, председатель комитета начальников штабов Данфорд и глава ЦРУ Бреннан занимают, как сообщает "The Wall Street Journal", все более жесткую позицию по отношению к Москве, называя именно Россию главной угрозой существованию США. В российском Минобороны, впрочем, таким заявлениям не удивились и даже отметили, что очередное обострение в Вашингтоне случилось по расписанию.
"Для нас не стали неожиданными громкие заявления американских силовиков, узревших в России главную угрозу национальной безопасности США. Подобная волна поднимается ежегодно в одно и то же время. Причина проста – обсуждение в конгрессе размера военного бюджета на следующий год. Впечатляться этим не стоит. Важно помнить, что "русская угроза" еще с середины прошлого века является самой успешно "продаваемой" угрозой Пентагона не только американскому конгрессу, но и партнерам по НАТО. И чтобы они без нас делали?" - прокомментировал подобные заявления официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
В некотором смысле, в унисон с российским Минобороны выступил и госсекретарь США. Джон Керри выступал на заседании Комитета по иностранным делам Палаты представителей. Конгрессмены спросили у Керри, является ли сегодня для США главной угрозой Россия?
"Если вы хотите, чтобы я выбрал главную угрозу для Соединенных Штатов, то на сегодняшний день это экстремизм, радикальный религиозный экстремизм и насилие", - сказал Джон Керри.
В ближайшие дни в Сирии должны показать, кто готов бороться с религиозным экстремизмом не только на словах, но и на деле.