Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 апреля 2016, 22:00

Почему Совбез ООН отказался отдать Ливии миллиарды Каддафи, замороженные на счетах западных банков?

Ливия, где каждый третий - беженец, попросила Совбез ООН разморозить свои активы и разрешить ей напрямую управлять своими деньгами, иначе страна на грани катастрофы. Совбез отказал, заявив, что не отдаст деньги Каддафи, пока в Ливии не будет нормальной власти. Ведь в стране до сих пор нет признанного главы государства. До сих пор там плацдарм для террористов всех мастей.

И вот только события последней недели - сидящее в Триполи самопровозглашенное правительство исламистов закрыло воздушное пространство, чтобы в Ливию не могли вернуться те, кого называют правительством национального примирения, и его поддерживает ООН. Но это правительство все-таки добралось из Туниса на военно-морскую базу, которую охраняет НАТО.

До сих пор Ливия была страной, абсолютно закрытой и стопроцентно опасной для журналистов, о том, что там происходило, можно было судить лишь по рассказам беженцев.

Бантики, цветные ранцы - все как в обычной школе. С той только разницей, что едва ли не половина этих детей - беженцы. Из разрушенных войной ливийских городов родители привезли их в относительно спокойную столицу. На периодически звучащие взрывы в Триполи уже давно не обращают внимания, даже школьникам есть, с чем сравнить. Поток вынужденных переселенцев только растет, и помочь им власти не в состоянии. 

"Правительство ничего не делает для того, чтобы у этих детей было все необходимое. Работать в таких условиях очень тяжело. Книг, пособий, даже стульев для учеников не хватает. Дети должны хорошо питаться, но иногда нам просто нечем их кормить", - рассказывает учитель Лайла Латифи.

В больницах - не лучше. Государственная система здравоохранения, существовавшая при диктаторе Муамаре Каддафи, разрушена до основания. Врачи никак не ожидали, что одним из завоеваний демократии станет отсутствие элементарных лекарств.

 "Долгие годы в Ливии медицинские учреждения поддерживались государством, и люди к этому привыкли. Теперь все по-другому. Денег на здравоохранение в бюджете нет. Проблема в том, что раньше за счет государства в Ливию поступали лекарства и медицинское оборудование. Теперь чиновники заняты другими вещами, и им нет дела до медицины", - отмечает врач Аднан Ахнини.

Но даже сложности с медицинской помощью и растущие день от дня цены на продукты для ливийцев - ничто по сравнению с постоянным страхом - в любой момент оказаться на линии огня вот уже пять лет воюющих за власть группировок по всей стране. 

"Иногда очень страшно выходить на улицу. Порой складывается ощущение, что у нас в стране вообще нет правительства. Оно не может обеспечить безопасность, и доверия людей к нему нет", - отмечает лиивиец.

Даже в страшном сне эти люди не могли представить, как изменится их жизнь. Еще пять лет назад эта была самая богатая страна в регионе с социальными пособиями, которым позавидовали бы в Европе, бесплатным образованием и медициной. И вот в считанные месяцы открыточные кадры пляжей и аккуратных набережных сменились разрухой и запустением.

"Как Каддафи и предсказывал, настал полный хаос. Почти треть населения Ливии - миллион 800 тысяч человек были вынуждены покинуть страну. Нет никакого дееспособного правительства, государственная система не функционирует, продолжается гражданская война. Все это предсказуемые последствия операции НАТО в 2011-м", - считает политолог (Великобритания) Дэн Глазбрук.

Полковник Каддафи стал первой жертвой собственных предсказаний. В октябре 2011-го поддержанные авиацией НАТО боевики так называемого Национального переходного совета его попросту убили, а потом выставили тело на всеобщее обозрение в промышленном холодильнике. Следующий этап развития ливийской демократии длится по сей день - это война за власть между теми, кто при помощи западной коалиции сменил режим в стране. Промежуточный результат - два правительства - в Триполи и Тобруке, и еще одно за границей, в соседнем Тунисе - с громким названием Правительство национального единства. В Ливии оно, впрочем, поддержкой не пользуется. Зато, по мнению экспертов, может пригодиться для новой иностранной интервенции, о которой все чаще говорят в последнее время. Формальная причина - борьба с террористами запрещенной в России группировки "Исламское государство", боевики которой контролируют несколько районов страны. Впрочем, ответа на вопрос, как новая война поможет закончить старую, пока нет.

"Даже если они искоренят "Исламское государство" и тех, кого называют террористами, то какой у них план по развитию и примирению страны? Почему они не применили его пять лет назад после первой интервенции? Почему они не помогли создать сильную армию, правительственные учреждения, наконец, больницы, школы? Ливия – богатая страна, туда даже не нужно было вливать деньги. Она может сама экспортировать свою нефть и получать прибыль, при Каддафи страна производила 1,5 миллиона баррелей в день. А теперь только 300 тысяч. На эти вопросы Запад должен ответить, прежде чем начинать новое вторжение", - считает Абдель Бари Атван,  эксперт по Ближневосточному региону.

С падением режима Каддафи, которого Запад обвинял в поддержке террористов, авторы идеи первого вторжения получили лишь новую волну террора. Взрывы в соседнем Тунисе и неконтролируемый поток оружия, сделать с этим хоть что-то ни одна страна в регионе явно не в состоянии.

Европа, к берегам которой отсюда плывут тысячи беженцев, кажется, тоже в растерянности. Ведь одно дело - бомбить диктатора во имя торжества демократии, другое - справляться с последствиями. На этот случай сколько-нибудь эффективного плана пока, похоже, не придумали. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей